О роскоши и нищете в Катаре рассказала стюардесса из Казахстана

Казахстанка Александра Куркина работает стюардессой на одной из самых крупных авиалиний мира. Она говорит, что профессия стюардессы далеко не так проста и романтична, как кажется многим. В работе есть и стресс, и сложности, и строгие правила. Об одной из самых, как оказалось, неромантичных профессий и ее секретах казахстанка рассказала Tengritravel.kz.

Александра Куркина родилась и выросла в Шахтинске, в Карагандинской области. После университета, проработав четыре года преподавателем английского в местной языковой школе, решила попробовать себя в новом амплуа. И в 2019 году она подала резюме в одну из крупнейших авиалиний мира - Qatar Airways. 

Далее ее ждало четыре этапа собеседований: интервью и тест на знание английского, медицинский осмотр, где проверяли даже наличие шрамов, родинок, рост и внешние данные, психологический тест и финальное интервью. После всего этого она несколько недель ждала письмо с ответом. Сообщение пришло, однако на этом этап отбора не закончился. По правилам претендент после подтверждения должен отправить еще раз свое фото по электронной почте, и только после точно сообщают, принят ты или нет. 

В Астане желающих было около 300 человек. И только 16 из них прошли. Успешно пройдя все четыре этапа отбора, Александра переехала в крупнейший город арабского государства Катар, расположенный у побережья Персидского залива, - Доху. Там позже девушка поняла, что работа бортпроводницы намного сложнее, чем все себе представляют.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Sasha (@makedonskayalexa)

Этап обучения: узнать все за две недели

"Пройти все четыре этапа собеседований, на которых тебя осматривают врачи и ты приносишь кипы справок и документов, - это оказалось только десять процентов всех испытаний. Самым сложным было обучение. Мы должны были знать все типы самолетов: "Боинги", "Эйрбасы" и их подвиды, которых немало. Мы должны были выучить все особенности каждого самолета: количество дверей и как их открывать-закрывать, сколько пассажиров может разместить самолет, какие места на борту нужно проверять и каким образом, как пользоваться бортовым телефоном, что значат объявления или команды, переданные нам пилотом, как и когда информировать экипаж и пассажиров при различных экстренных ситуациях. Невероятно много информации мы усвоили в сжатые сроки.

Сложно было запоминать диаграмму самолета: количество и места размещения кислородных баллонов, огнетушителей, спасательных жилетов, запасных ремней, фонарей, громкоговорителей, медицинских наборов, наручников, топора. Каждый этот предмет имеет свой набор показателей, которые должны быть проверены бортпроводником, все должно отскакивать от зубов, практически слово в слово. Потому что вся эта информация в определенной ситуации может помочь в спасении жизни или предотвращении серьезных последствий.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Sasha (@makedonskayalexa)

Мой первый самостоятельный рейс как бортпроводника, после двух ознакомительных, был в Бразилию. То есть я вроде только с обучения и знаю теорию, но на практике полный профан, и даже место, где лежат стаканчики для воды, я искала минут 10, не говоря о работе с пассажирами. Когда ты новенький, ты делаешь все медленно, всего боишься, и улыбка на лице от этого больше нервная, чем искренняя. А тут еще не простой короткий рейс, а шестнадцатичасовой!

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Sasha (@makedonskayalexa)

Я очень благодарна своей команде: в тот день все ко мне относились с пониманием и помогали. К слову, в нашей компании бортпроводников было около 14 тысяч человек, и каждый рейс с тобой абсолютно незнакомые тебе люди, с которыми вы должны работать одним слаженным механизмом. Один раз за такую смену нам разрешается поспать пару часов. Да, у нас есть спальные места - кроватки для бортпроводников, выглядят примерно как верхняя полка в поезде.

Рабочий день бортпроводника 

Наш график ненормированный. Во сколько бы ни был рейс, часов за пять до рейса нужно проснуться, собраться, записать информацию о рейсе: тип борта, количество пассажиров, имена пилотов и коллег, время посадки и взлета, виды сервиса, которые запланированы, другие особые объявления. Если рейс предполагает остановку в другой стране на день-два, то необходимо заранее проверить погоду и места, которые ты хочешь посетить. И еще важное - собрать чемодан. В общем, расслабиться ни на минуту нельзя: нужно помнить все и ничего не упустить.

Фото @makedonskayalexa.

Далее, за три часа до вылета, мы оказываемся в специальном здании близ аэропорта, где проходит собрание всей команды. Супервайзер распределяет работу, мы знакомимся с экипажем, разбираем детали и особенности рейса, нас проверяют на знание правил безопасности и первой помощи. Здесь есть вероятность слететь с рейса и получить выговор за ошибку. Ах да, еще проверяют внешний вид. После едем всем составом на борт и там начинаем проверку салона самолета и, если требуется, раскладываем наушники, дорожные наборы. 

Внешний вид бортпроводников 

Нам выдали брюки, юбки, пиджаки, рубашки, фартуки, ремень, шапочку, перчатки, зимнее пальто и две пары туфель (на невысоком каблуке, в которых идем до самолета, и вторые, на плоской подошве, для работы во время рейса), бейджи с именем и специальные значки. 

Волосы можно собрать в пучок, французский твист или просто хвост, но он не должен быть длиннее 15 сантиметров. Распустить волосы можно, только если каре не длиннее низа воротника и не короче его верха. Красить можно волосы только в натуральные цвета без мелирования и прочих переливаний. Не должно быть видно отросших корней и седины. Компания выдает резинки для волос в цвет униформы. 

Есть также требования к макияжу. Обязательны тональный крем, румяна, тушь, помада и лак для ногтей. Накладные ресницы и татуаж не разрешаются. Парням - бороться с щетиной. Разрешаются только усы над верхней губой.

Фото @makedonskayalexa.

О жизни в крупнейшем городе Катара - Дохе

На данный момент я живу в Катаре - самом центре арабского мира. Это одна из тех стран, где люди любят дома и вещи подороже, побольше золота везде и во всем и luxury-шопинг. И чтобы пакеты всех покупок за ними носила прислуга. Я бы еще хотела немного рассказать о контрастах социальных слоев и видов самой Дохи. Государство здесь хорошо позаботилось о местных, и в своем большинстве они очень обеспечены и владеют практически всем, что находится внутри страны. Яхты, виллы, "ламборгини" и "роллс-ройсы", украшения от "Тиффани" - для них это обыденность.


Доха, Катар. Фото @makedonskayalexa.

В то же время без особого труда можно встретить и очень бедные районы. Фото передадут атмосферу. Как-то во время пандемии ко мне подошел молодой парень лет 25 и спросил, нужно ли убраться у меня дома. Я растерялась и не знала, что ответить. Мужчина придет ко мне в дом мыть полы? Мне стало неловко, и я просто записала его номер.


Доха, Катар. Фото @makedonskayalexa.

О самой интересной поездке

Сложностей много, но и плюсы, конечно, большие. Только за год я посетила 30 стран, пообщалась с десятками интересных людей со всего мира. Узнала много интересного, испытала себя на прочность и приобрела друзей. Из посещенных мной стран больше всего мне понравились африканские.

Аэропорты и дороги оставляют желать лучшего в большинстве стран Африки, а вот отели - это другое дело! К примеру, Намибия. Сервис шикарный, нашу команду пилотов и бортпроводников встречают с закусками, вкусными освежающими напитками и даже объясняют турпрограмму. Сам отель очень красивый, территория вокруг приятная и необычная. Сразу чувствуется мама-Африка. Здесь мы сходили в один местный ресторанчик, где предлагали мясо крокодила и антилопы. Я хоть и не вегетарианка, но не стала есть. 

Фото меню из ресторана Намибии

На второй день мы отправились на сафари. Пейзажи прям как из мультфильмов - все совпало. Нам повезло увидеть разгуливающих жирафов, дерущихся за еду бородавочников, грациозных, но опасных страусов, носорогов и потусить рядом с антилопами и овечками. Зебры и львы где-то притаились. Было моментами страшновато, когда страусы могли и клюнуть, так как машина открыта, а они в сантиметрах от нас, да и носороги с виду не совсем добряки. Кстати, выяснилось, что казахстанцам для посещения Намибии не нужна виза, и мне захотелось когда-нибудь привезти сюда своих родных.

Ориксы на сафари в Намибии

Пандемия изменила все. Некоторые из коллег сидели по четыре месяца дома, получая базовую зарплату, которую сократили, как и плату за летные часы. У всех было по 1-3 рейса в месяц вместо обычных 8-10. Летать люди стали меньше: иногда на борту бывало по три пассажира в экономе и три в бизнесе. Нам нужно было носить защитные костюмы, изменился сервис и уборка бортов. Работать стало сложнее и легче одновременно: меньше пассажиров, но неудобства в виде костюмов, масок, очков. А позже бортпроводников и вовсе перевели на наземную работу - в кол-центр. Все надеются, что в скором времени ситуация изменится.

А в целом я благодарна такому опыту. Компания дает прекрасные возможности и условия для работы", - рассказывает Александра Куркина.