Tsinandali Festival: музыка между вином и небом

Появление звезды Tsinandali Festival в череде мировых фестивалей академической музыки, воплощающих собой преемственность, четкий формат и даже некоторую тяжеловесность, не стало для ценителей новостью. Впервые о новом месте встречи музыкантов, исполнителей и их преданных поклонников заговорили на 25-м швейцарском фестивале Verbier в августе 2018 года. Тогда международная команда организаторов сообщила, что ряд концертов в рамках единого нового шоу пройдет в 2019 году в Цинандали, той самой местности в Кахетии, где в XIX веке князь Александр Чавчавадзе основал самый старый в стране винодельческий завод рядом со своей семейной усадьбой и старинным парком. Именно там русский дипломат, драматург и композитор Александр Грибоедов в 1822 году встретил девочку Нину Чавчавадзе - свою будущую жену. Без малого двести лет понадобилось, чтобы поместье вновь зазвенело голосами и наполнилось музыкой.

Филантропы Георгий Рамишвили, Давид Боргер, Лексо Топурия и Еркин Татишев не получают от мероприятия никакой прибыли и рассматривают Tsinandali Festival исключительно как образовательный проект. Бюджет его стал результатом успешного сотрудничества между государством и частным сектором: правительством Грузии и компаниями Silk Road Group и Kusto Group. По словам организаторов, миссия фестиваля заключается в предоставлении молодым музыкантам с Кавказа и из соседних стран редкой возможности для изучения мира музыки и продвижения своего музыкального образования с помощью профессиональных семинаров и мастер-классов, проводимых одними из самых ярких имен в современной классической музыке. Для фестиваля в Цинандали были построены специальный музыкальный зал, рассчитанный на 600 гостей, гостиница с 70 номерами, открытый амфитеатр на 1200 гостей, библиотека и остальная соответствующая инфраструктура. В рамках проекта в Цинандали также создана международная музыкальная академия, при которой сформирован молодежный оркестр из 80 человек. И возможности эти действительно неординарные.

Для того чтобы собрать Пан-Кавказский молодежный оркестр, главное детище Tsinandali Festival, была создана специальная комиссия, которая ездила по шести странам - участницам проекта: Турции, Азербайджану, Армении, Украине, Казахстану и Грузии. В конкурсном отборе в Алматы 30 марта приняли участие более 80 музыкантов от 18 до 28 лет из Алматы, Нур-Султана, Караганды, Москвы и Новосибирска. Как отмечают члены комиссии, в состав которой вошли маэстро Клаудио Ванделли, помощник музыкального директора международного фестиваля классической музыки в Цинандали, и Еркеш Шакеев, известный казахстанский композитор, это был самый большой конкурс по количеству участников среди всех стран.

Еркин Татишев, соучредитель Tsinandali Festival и председатель совета директоров Kusto Group, впервые попал в Цинандали 15 лет назад и потерял голову от невероятного обаяния этого места. Именно тогда вместе с партнером Георгием Рамишвили они решили заняться домом-музеем Чавчавадзе и восстановить его и окружающую усадьбу. Сами по себе возникли идеи о постройке гостиницы и создании фестиваля:  атмосфера этого поместья такова, что классическая музыка начинает звучать в голове как по волшебству. Примерно в то же время Рамишвили оказался на швейцарском фестивале Verbier, где собираются мировые звезды и люди, влюбленные в классическую музыку. Для организаторов этого фестиваля Грузия, куда их вскоре пригласили, была чем-то совершенно новым и неожиданным. Так страна, довольно давно осознавшая себя хабом, туристическим перекрестком между Европой и Азией, севером и югом, объединилась с другими народами Кавказа и зарубежья перед лицом музыки.

"Мы рады дать нашим молодым музыкантам возможность поработать с крутыми профессионалами, с настоящими звездами мира оперы и классической музыки. Дети живут в Цинандали с 16 августа и практически непрерывно заняты музыкой. Отель, где они живут и учатся, чуть ли не круглые сутки звучит на разные голоса. Для ребят подобная работа - это выход на принципиально иной уровень, это большой подъем. Для нас же важно, что столько молодых людей из разных стран подружатся, узнают, как работать с лучшими профи, со звездами, как подать себя. Последнее время я от многих тут, в Грузии, слышу, как хороша наша сфера музыкального образования, как хорошо играют наши ребята. Надеюсь, они найдут свое место и вдохновение в лучших оркестрах мира, а затем вернутся в Казахстан людьми другого качества", - считает Еркин Татишев.

"Три года назад на месте отелей и концертных залов в Цинандали был лишь полузаброшенный музей-усадьба, выживавший на чистом энтузиазме сотрудников. На старте строительства оттуда вывезли 80 грузовых машин мусора. Эта территория нам, разумеется, не принадлежит - взяли ее в аренду у государства, чтобы сохранить и улучшить. Двести лет назад именно здесь, на этом самом месте, где мы с вами стоим, Александр Чавчавадзе впервые перелил грузинское вино из квеври, больших глиняных кувшинов, в стеклянные бутылки. Так грузинское вино стало популярным по всей Российской империи. После революции и войны поместье пришло в упадок. Территорию разрушенного винзавода мы выкупили, чтобы создать ивент-площадку стоимостью порядка 35 миллионов долларов - частично своих, частично заемных. В этот бюджет вошли также постройка второго отеля, Park Hotel, где живут и обучаются участники проекта, и постройка винодельни в небольшом отдалении. Сегодня тут разливают настоящее цинандали и саперави. Я надеюсь, что Tsinandali Festival родит что-то и в Казахстане - на пустом месте подобный проект сделать сложно, но теперь мы сможем использовать базу контактов и связей, которую создаем здесь и сейчас", - продолжает рассказ Татишев.

Генеральный директор фестиваля, известный в Грузии режиссер Давид Сакварелидзе рассказывает, что члены комиссии, приехав в Алматы, были заранее готовы к тому, какой невероятно высокий уровень у наших музыкантов. Было ясно, что ребят из Казахстана будет много, в итоге их оказалось 14 человек, и они блестяще проявили себя в составе Пан-Кавказского молодежного оркестра. Отбор музыкантов в данном случае стал отдельной и непростой задачей. В оркестре важны не только техничность и мастерство - требуется особая эмоциональность.

"Для участников оркестра важен особый характер, не такой, как у "сольников": гибкость ума и желание меняться, а также способность развить в себе эмоциональную стабильность и умение работать в команде. Я давно наблюдаю за казахстанцами в музыке и должен отметить, что эти качества - результат не только колоссального труда, но и торжества некого генетического кода. Особенно это касается струнников и духовиков - их талант берет истоки в традициях, и это нужно как можно интенсивнее развивать, вкладывая средства. Вот увидите, через некоторое время все будут говорить про этих детей", - уверен Давид Сакварелидзе.

В следующем году комиссии предстоит отобрать еще несколько талантливых ребят, в проекте появится примерно треть молодых новичков, и это новая интересная задача. Для них вновь откроет свои двери Park Hotel, а в нем - академия, учебные залы, лучшие профессора и даже инструменты. Перед открытием фестиваля музыканты оркестра занимались по 6-8 часов в день, а иногда и больше. Симфонию Малера, которой открылся фестиваль, по словам Сакварелидзе, сложно исполнять даже более опытным оркестрам - а молодежь замечательно с этим справилась. Во время открытия директор молился, чтобы не пошел дождь и не помешал концерту: стартовал фестиваль в открытом зале-амфитеатре с удивительной природной акустикой. Есть в усадьбе и второй концертный зал - камерный, расположенный в тщательно отреставрированных исторических зданиях усадьбы Чавчавадзе и вмещающий всего 600 человек. Звук, отражаясь от древней каменной кладки, становится удивительно глубоким и всеобъемлющим - что неудивительно, ведь под каждым из залов располагаются настоящие древние погреба, где до сих пор хранится Саперави 1841 года.

Музыкальный директор и главный дирижер оркестра Джанандреа Нозеда свободно общается с коллегами-музыкантами, журналистами и гостями фестиваля на русском языке - сказываются годы, проведенные в качестве главного приглашенного дирижера в Мариинском театре Санкт-Петербурга в России. Джанандреа - настоящая звезда мира академической музыки, харизматичный, открытый и пышуший энергией. С 2017 года Нозеда - музыкальный руководитель Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, а также главный приглашенный дирижер Лондонского симфонического оркестра и Израильского филармонического оркестра, главный дирижер Orquesta de Cadaqués и художественный руководитель фестиваля Stresa в Стрезе, Италия. Программа фестиваля была составлена дирижером вместе с Мартином Энгстремом и Ави Шошани. На репетициях оркестра наблюдать за Джанандреа так же увлекательно, как если бы это было пластическое шоу или балет: его непревзойденный артистизм и мастерство покоряют с первой минуты.

"Я счастлив быть музыкальным директором фестиваля, который проходит в таком невероятно красивом месте, как Цинандали. Самым вдохновляющим в моей работе над этим проектом, конечно же, стало создание Пан-Кавказского молодежного оркестра. Работа молодых музыкантов каждый день на протяжении месяца убеждает меня в том, что этот коллектив станет базой для уникального музыкального сообщества, основанного на творчестве, дружбе, уважении. Это произойдет вопреки любым политическим разногласиям благодаря универсальному языку музыки. Сидя рядом на сцене в составе одного оркестра, вы просто служите ей - вместе", - выделил главные части своей работы Джанандреа Нозеда.

В качестве открытия Пан-Кавказский оркестр представил публике Вторую симфонию австрийца Густава Малера - фундаментальное произведение из пяти частей, в двух последних из которых появились мировые звезды - оперное сопрано из Китая Инг Фанг и меццо-сопрано из Грузии Кетеван Кемоклидзе в сопровождении грузинского хора. Выступление собрало несколько сотен гостей и прошло с полным аншлагом. В дальнейшем на фестивале выступят такие известные музыканты, как Миша Майский - советский и израильский виолончелист, китайская пианистка, известная виртуозной техникой и беглостью пальцев - Ван Юйцзя, молодой канадский пианист Ян Лисецкий, российский пианист Денис Кожухин и многие другие.


"Думаю, в следующем году конкурс будет гораздо более масштабным, в этом году, как мы ни старались, оповестить всех о прослушивании для участия в Пан-Кавказском оркестре нам не удалось. В дальнейшем он будет говорить сам за себя, привлекая сотни одаренных детей. И могу сказать, что оркестр получился замечательный. После открывающего выступления мы проговорили с ребятами до ночи. Они счастливы, что, наконец, получили признание своего труда. Все, что их сейчас интересует: какой опыт нужен для того, чтобы состояться в своей профессии. В этом отношении важно, на мой взгляд, пользоваться любым шансом, чтобы поучаствовать в громких международных проектах. Безусловно, талантам необходима государственная поддержка на всех уровнях. Ну и, разумеется, молодым ребятам нужно рисковать и ни на минуту не сомневаться в себе", - утверждает член комиссии фестиваля Еркеш Шакеев.

Tsinandali Festival, кроме всего прочего, интересен и тем, что, еще не начавшись, попал в число топовых - благодаря исполнителям, которые будут в нем выступать. С 8 по 22 сентября на площадках фестиваля состоялись пять концертов под управлением прославленных дирижеров - Джанандреа Нозеды, Юкка-Пекка Сарасте, Омера Меира Веллбера, Лахава Шани. Одним из тех, кто согласился дать мастер-класс, стал мэтр, бельканто Томас Хэмпсон. На фестивале ведущий баритон США выступит на двух вечерах — будет исполнять Моцарта, Шумана и Шуберта. На второй день фестиваля перед публикой блистательно выступил британский пианист венгерского происхождения Андраш Шифф, гениальный интерпретатор Баха. Все звезды, а выступать будут 34 музыканта с мировым именем, согласились приехать без долгих уговоров, хотя гонорары, по словам организаторов, не такие уж и высокие. Но отказать самому Джанандреа Нозеде невозможно. Кроме того, на фестивале ожидается более 35 тысяч зрителей, из них более 10 тысяч - из-за рубежа, что должно спровоцировать в Кахетинском крае настоящий туристический бум.

"В прошлом году я окончила магистратуру в Алматинской консерватории и сейчас играю в ансамбле классической музыки "Камерата Казахстана". Помню, как быстро распространилась информация о фестивале и прослушивании между музыкантами. Прежде всего фестиваль - это шанс поработать с великими музыкантами, сыграть с ними на одной сцене и получить этот бесценный опыт. Во-вторых, интересен и сам репертуар, он удивительно насыщенный и богатый. Разумеется, выбранные Джанандреа Нозедой произведения сложно сыграть, это большая нагрузка, и мы много занимаемся, но в Алматы, например, у нас не будет возможности столько всего сделать и показать в рамках одного мероприятия. Фестиваль длится 15 дней, наш оркестр играет в нем пять концертов, это около 14 произведений, пьес и симфоний. Это серьезная музыка - стопроцентная мировая классика, и мы счастливы участвовать в этом мероприятии", - делится Ботагоз Халык, скрипачка из Алматы.

Теперь в Цинандали каждый год планируется обучать по 10-15 казахстанских музыкантов, что для нашей страны гарантирует свежий энергопоток классической музыки. Учитывая, что сегодня Казахстан находится в стороне от ее мейнстрима, Грузия, более близкая к Европе и знаменитая своими оркестрами мирового уровня, станет новыми воротами в мир возможностей и творчества.

Автор: Юлия Золкина