Что делать, если багаж потеряли или испортили при перелете

Кошмар любого путешественника - потеря багажа... Это может испортить весь отпуск или смазать впечатления от путешествия. Но не стоит отчаиваться и проклинать судьбу, потеря багажа - довольно частое явление. Ваш багаж мог улететь на другом самолете, затеряться на погрузке, или его банально по ошибке мог забрать другой человек. Как правило, если пассажир вовремя и правильно заявляет о пропаже, она находится в течение двух-трех дней. Сегодня в нашей рубрике "Путевые заметки" совместно с сервисом по подбору дешевых авиабилетов Сhocotravel мы расскажем, как вернуть блудный чемодан домой.

Без паники. Итак, вашего багажа нет на ленте. Первым делом внимательно осмотритесь. Найдите стойку Lost&Found ("Розыск багажа"). Сотрудники, которые стоят за стойкой, проконсультируют вас и объяснят вам ваши дальнейшие действия. Если вы не наблюдаете такой стойки, вам следует найти представителя вашей авиакомпании или дежурного агента по обслуживанию, который работает в зале выдачи багажа постоянно.

Почему теряется багаж? Как правило, основной причиной утери багажа является человеческий фактор: ошибку допускает или сотрудник стойки регистрации, или его коллеги, занимающиеся распределением и погрузкой багажа. Чтобы ваш багаж полетел тем же рейсом, что и вы, на него крепится специальная багажная бирка с номером рейса и штрихкодом. Такой же стикер приклеивается и к вашему посадочному талону. Если бирка была плохо зафиксирована и отклеилась от чемодана, он может потеряться: сортировщики просто не смогут определить его в нужный самолет. Если багаж был утерян во время транспортировки, то, скорее всего, он остался в аэропорту вылета. В этом случае найти его просто. Хуже, если случается сбой в компьютерных системах регистрации или погрузки. В таком случае багаж могут неправильно зарегистрировать и отправить очень далеко. Вероятность утери багажа увеличивается, если вы летите с пересадкой. При задержке или увеличении времени перелета первого рейса пересадочное время сокращается, а значит, багаж может просто не успеть попасть на второй рейс.

В некоторых аэропортах  пассажирам необходимо самостоятельно забирать и снова сдавать багаж в пересадочном аэропорту. Уточнять это следует при первой регистрации на рейс. Если пассажир не заберет багаж в пересадочном пункте и не зарегистрирует его на следующий рейс, то утеря багажа происходит по вине пассажира. Чтобы не попасть в такую неприятную историю, закладывайте достаточное время на пересадку. Учитывайте это при покупке билетов. 

Как найти потерянный багаж

На стойке розыска багажа Lost&Found ("Розыск багажа") вам дадут форму, которую несложно заполнить, даже не владея языком.

В соответствующих полях нужно указать:

- Имя и фамилию.

- Контактные данные (электронная почта, телефон, адрес).

- Маршрут и номер рейса, которым вы прилетели.

- Номер билета.

- Описание потерянного чемодана. Не пугайтесь, на обратной стороне этого же бланка будут пронумерованные картинки, вам останется только выбрать наиболее похожую. По возможности опишите содержимое багажа. Даже если этого пункта не будет в бланке, стоит указать в примечании несколько вещиц, по которым можно идентифицировать ваш багаж. Футболка с Дартом Вейдером, красные туфли, книга о властелине колец… Подойдет все, что вряд ли встретится среди вещей, которые потеряли другие пассажиры. После этого вам выдадут идентификационный номер заявки на поиск, по которому вы сможете сами отслеживать ее статус. Отслеживание потерянного багажа возможно на сайте авиакомпании или с помощью сервиса World Tracer.

Компенсация. Обычно, если багаж потеряли в аэропорту, то он находится в течение одного-трех дней. Если его найдут - с вами свяжутся, чтобы обсудить вариант доставки. Есть два исхода: вам его привезут домой (или в указанное вами место), или же придется забрать его самостоятельно из ближайшего аэропорта. Если с вами никто не связался, по истечении 21 дня с момента утери багажа считается, что он пропал безвозвратно, и можно смело обращаться в авиакомпанию за компенсацией. Ее размер регулируется Монреальской и Варшавской конвенциями, а также внутренними правилами компаний, поэтому каждый случай рассматривают индивидуально.

Если вместе с багажом потерялись документы, драгоценности или дорогая техника, авиакомпания вам ничего не компенсирует. В правилах всех перевозчиков четко указано, что такие вещи должны перевозиться только в ручной клади. Вместе с тем компенсация за материальный ущерб может быть выплачена за потерю дорогой одежды или обуви. Жалобу нужно подать в течение 18 месяцев с момента пропажи. Если авиакомпания заботится о своей репутации, то она выплатит вам компенсацию в зависимости от суммы ущерба. 

Совет: так как от потери багажа никто не застрахован, берите все самое ценное и необходимое в ручную кладь. Держите при себе документы, деньги, зарядку для телефона и прочие вещи, без которых сложно обойтись. И не забудьте ознакомиться с правилами перевозки багажа и ручной клади.

Что делать, если багаж испортили. Если чемодан на багажной ленте вы обнаружили в разбитом или даже вскрытом состоянии, обращайтесь на всю ту же стойку розыска багажа Lost&Found ("Розыск багажа") и пишите претензию. Попросите взвесить груз - вдруг что-то пропало. Разницу в весе, если таковая имеется, укажите в претензии. Оцените ущерб на глаз. Если чемодан стоит 10 тысяч тенге, пишите восемь тысяч минус 10 процентов за каждый год со дня покупки.

Свяжитесь с авиакомпанией. Через семь дней свяжитесь с авиакомпанией. Если своей вины она не признает, составляйте претензию в адрес аэропорта. В крайнем случае - идите в суд.

Страховка для багажа. Конечно, лучше застраховать свой багаж, тогда вероятность того, что вам компенсируют утерю багажа, увеличивается в разы. Страховой полис защищает личное имущество туриста во время перелета. Багаж можно застраховать на любую сумму, стоимость полиса - от 2 до 20 евро на поездку до 30 дней.

Как снизить риск утери багажа. Во-первых, перед рейсом не забывайте снимать с чемодана все лишние, оставшиеся от прежних полетов наклейки (бирки просто могут перепутать в аэропортах).

Если вы - пассажир транзитный, а именно на стыковочных рейсах багаж теряют чаще всего, проверьте, чтобы на бирке был указан конечный пункт назначения, где вам выдадут багаж. Билеты приобретайте так, чтобы между двумя стыковочными рейсами было хотя бы полтора часа времени. В противном случае багаж просто могут не успеть перегрузить из одного самолета в другой. 

Собирая чемодан, разделите вещи на две категории: обычные и важные. Важные - это документы, деньги, украшения, компьютерная и фототехника. Обычные - все остальное. Купите для важных вещей удобную сумку или рюкзак, который можно будет взять с собой в качестве ручной клади. Не сдавайте в багаж важные для вас вещи (лекарства, документы и ценности). После того как упакуете чемодан, сфотографируйте содержимое, на всякий пожарный случай, если багаж потеряется, фото можно будет прикрепить к бланку заявления. 

Читайте также: 

Отпуск без проблем: как максимально обезопасить себя в путешествии

Что делать, если вас на отдыхе ограбили или арестовали


Материал подготовлен при поддержке Chocotravel.com