Куда деваются старые самолеты?

Вы задумывались когда-то о том, что происходит с самолетами, которые уже непригодны для полета? После окончания срока службы некоторые самолеты отправляются на утилизацию, а некоторые превращаются в концептуальные заведения. Совместно с сервисом по подбору дешевых авиабилетов Сhocotravel мы решили это выяснить. Вы будете удивлены, сколько интересных и уникальных мест существует в мире, где обрели вторую жизнь наши крылатые друзья.

Единого срока годности для самолетов не существует, у каждой авиакомпании свои нормы исходя из технического состояния судов. При правильном уходе авиалайнеры могут прослужить несколько десятилетий. Но даже те самолеты, которые считаются слишком старыми, чтобы летать, представляют большую ценность. В них тонны черных и цветных металлов, килограммы серебра, а также золото и платина. После того как все ценные элементы изъяты, фюзеляж разрезают на части и отправляют на переработку либо сдают на металлолом.

Иногда, если корпус в действительно хорошем состоянии, его используют в качестве учебных помещений для экипажа. Так, в частности, произошло с Боингом-747 авиакомпании Virgin Atlantic, который после окончания срока эксплуатации перешел в руки Virgin Galactic и стал моделью для испытаний будущих космических полетов.

Иногда частные лица и предприниматели покупают старые авиалайнеры, чтобы превратить их в отели, рестораны или туристические достопримечательности. Например, в аэропорту Стокгольм-Арланда можно переночевать в Jumbo Stay Hostel, который оборудован в старом Боинге-747. Самолет был выкуплен в 2006 году, и все 450 пассажирских сидений из него убрали, чтобы сделать много маленьких комнат на несколько человек, в стиле общежития. Всего в хостеле 76 номеров. На борту есть кафе для постояльцев. Рядом с аэропортом Цюриха находится тематический ресторан Runway34, внутри которого разместили старый советский Ил-14. Гости могут бесплатно разместиться как на территории ангара, так и внутри самого самолета. Весь ресторан разделен на зоны, где подаются национальные блюда разных стран. В Бахрейне специально затопили 70-метровый Боинг-747 для нового тематического подводного парка дайверов. Это самый большой летательный аппарат в мире, погруженный под воду.

А в грузинском городе Рустави открыли детский сад на борту старого, но полностью исправного самолета Як-42. Автор проекта Гари Чапидзе купил самолет у грузинской компании Georgian Airways и оборудовал для нужд детей, оставив в неизменном виде кабину пилота, 1 500 кнопок и штурвал. В Музее техники в немецком городе Шпайере самолеты стали аттракционами - к ним приделаны горки, и желающим выдаются коврики, на которых можно прокатиться по закрытой железной трубе, словно в аквапарке.

Но не всем самолетам так везет, на территории базы ВВС США Дэвис-Монтен, в Аризоне, находится одно из крупнейших кладбищ самолетов. Под открытым небом, среди песка и кактусов, ржавеют и доживают свой век более пяти тысяч самолетов самых разных моделей. После того как воздушное судно списывают, оно официально классифицируется как отходы и должно быть утилизировано в соответствии с экологическими нормами. Но бывает, что самолет не разбирают на части, а просто оставляют ржаветь. Зачастую так происходит из-за определенных юридических или финансовых обстоятельств владельца воздушного судна.


Материал подготовлен при поддержке Chocotravel.com