Увидеть самые красивые горы бесплатно. Лучшие однодневные маршруты Заилийского Алатау

Комфортный и легкий пеший поход в горы, или треккинг, - отличный вариант активного отдыха в любое время года. Алматинцам повезло, из окна офиса или квартиры открывается живописный вид на горный массив под названием Заилийский Алатау. Tengritravel.kz совместно с Aviata.kz расскажет, куда можно отправиться подышать горным воздухом, поднимаясь по несложным маршрутам до высоты 3 500 метров.

@rm005759

Легкие маршруты

Плато Мынжылкы

Живописное место, которое расположено в Малом Алматинском ущелье, подойдет для того, чтобы насладиться красотами гор, тишиной и кристально чистым воздухом. Этот маршрут несложный, его пройти сможет любой желающий в хорошей физической форме. Тропа очень оживленная, по ней на плато поднимаются одиночные любители активного отдыха, группы друзей, которые предпочитают данный вид отдыха барам и клубам, или гиды с группами туристов из разных стран.

В переводе с казахского языка название плато означает "тысяча кобылиц", то есть место, пригодное для выпаса многочисленных табунов лошадей.

Высота: 3 000 метров.

Лучшее время для похода: май (тропа поднимается по каменистому склону, поэтому о клещах можно не беспокоиться) - конец сентября.

Путь начинается от горнолыжного курорта "Шымбулак", туда от катка "Медеу" отправляются Eco-bus-автобусы (стоимость проезда - около 500 тенге) или такси, машину придется оставить на парковке. Далее отправляйтесь по асфальтированной дороге, которая уходит вверх в горы, огибая курорт справа. Дорога широкая, пропустить ее или заблудиться будет сложно, время подъема составит около трех часов.

@alatauphoto

Куда дальше?

Испытанные спортсмены и альпинисты могут подняться выше (повернув направо) до гляциологической станции Т1 (которая изучает ледники), ледника Туюк-Су либо уйти в противоположную сторону (повернув налево) и подняться до озера Маншук Маметовой. Эти маршруты требуют больше сил и времени, поэтому лучше их планировать заранее, брать с собой горячий чай, перекус и подходящую экипировку.

Фото: ©Shutterstock

Плато Кок-Жайляу

Маршрут на это живописное плато, название которого переводится как "небесное пастбище", - один из самых популярных среди алматинцев. По тропе каждые выходные проходит большое количество пеших туристов целыми семьями и большими компаниями, вне зависимости от времени года.

Высота: около 1 600 метров над уровнем моря.

Лучшее время для похода: июнь - октябрь.

До начала тропы можно доехать на машине или на автобусе (автобус - 12-й маршрут, остановка напротив гостиницы "Казахстан", улица Курмангазы). Отправляемся вверх по улице Достык, доезжаем до остановки "Ак-Булак", там находится родник, где желающие набирают питьевую воду.

Другой маршрут - по Большому Алматинскому ущелью (автобус - 28-й маршрут), остановка "улица Дулати" - проспект Аль-Фараби (рядом с парком Первого Президента). Если вы отправляетесь на своей машине, на экопосту нужно будет оплатить экосбор.

Фото: ©Shutterstock

Место, где в страхе окаменели 40 красавиц. Чем интересен Сайрам-Угамский национальный парк

Если вы отправляетесь от остановки "Ак-Булак", нужно спуститься немного и повернуть налево по асфальтированной дороге. Не обольщайтесь, асфальт скоро заканчивается и тропа идет круто вверх на гребень, далее путь идет по гребню холма, поднимаясь плавно вверх. Тропа одна, ее не спутаешь, она-то и приведет вас на плато. У туриста с хорошей физической подготовкой подъем займет около трех часов.

Если вы решили двигаться по другому маршруту, выше экопоста асфальтовая дорога поворачивает налево. Идем по дороге, время в пути составит около часа, после шлагбаума путь лежит по проселочной дороге, это и есть начало тропы. Она идет до самого плато, широкая и хорошо протоптанная, время в пути составит около трех часов.

На плато разместили несколько столиков с лавочками, там можно отдохнуть и перекусить.

Фото: Алишер Ахметов

Куда дальше?

Здесь же рядом находится водопад Батарейка. Тропа к нему проходит в сторону вершины "Три Брата" (три скалы наверху горы отлично просматриваются в хорошую погоду), далее с левой стороны заканчиваются деревья и есть незаметная тропа, ведущая налево, идем по ней и спускаемся меж деревьев к водопаду, от столиков до водопада 15-20 минут пути.

Фото с сайта Gorny-club.kz

@lenadrobysheva

Пик Фурманова и панорама города

Эта вершина на слуху у многих, туристы в большом количестве идут по этому маршруту каждые выходные. "Фурмановка" - отличное место для любования красотой гор и отличных снимков.

Высота: около 3 000 метров над уровнем моря.

Лучшее время для похода: май - октябрь.

Фото: Алишер Ахметов

Путь начинается от катка "Медеу", куда можно добраться на автобусе или машине. От него (немного не доезжая катка) асфальтированная дорога уходит налево (в ущелье Кимасар). Главным ориентиром, помимо облагороженной дороги, служит небольшая речка, которая течет справа вдоль дороги. Вскоре, когда вы проходите мимо домов, асфальт заканчивается и начинается широкая проселочная дорога, по ней поднимаемся вверх. Можно остановиться на пикник на одной из полян, а можно идти дальше по тропинке на гребень.

"Средневековый замок", водопады и реликтовые ельники. Что посмотреть в самом популярном нацпарке Казахстана

Не доходя до вершины, вы увидите знаменитые качели, которые так любят туристы, порой к ним для необычного фото выстаивается очередь. Время в пути составит около четырех-пяти часов, протяженность маршрута - около семи километров в одну сторону.

@w.fifka.w

Часто туристы не доходят до самой вершины. Но путь наверх того стоит, ведь на вершине можно отдохнуть с прекрасным видом на горы. Для многих это может стать первой официально покоренной вершиной.

@mimi.million

Бутаковский водопад

Этот водопад - один из самых крупных вблизи Алматы, он располагается в живописном горном ущелье. По его дну течет бурная река Бутаковка (она является правым притоком реки Малая Алматинка). Что интересно, с казахского языка название реки, как и местности, переводится как "ветка" (от слова "бутак").

Высота: 1700-2900 метров над уровнем моря.

Лучшее время для похода: июнь - октябрь.

Удобнее всего отправиться в путь к водопаду с "Медеу", куда туристы добираются на автобусе или авто. От катка по правой стороне дороги нужно спуститься вниз около 50 метров, там начинается асфальтированная дорога, она уходит направо и вверх, в горы. Поворачивайте на эту дорогу, вскоре асфальтированная дорога сменяется проселочной.

"Земля исцеления". Что скрывали от чужаков тысячи лет в горах у Мерке

@zhansaya.omarova

Она ведет к перевалу Малый Комиссаровский, далее нужно спуститься в Бутаковское ущелье. По тропе нужно выйти к асфальтовой дороге. По ней отправляйтесь до паркинга, он обозначит начало маршрута по ущелью. Дальше тропа выведет вас к широкой поляне с беседками, затем она проходит через небольшой лес до реки, которую нужно будет перейти. Будьте осторожны, камни могут быть скользкими.

Если пройти далее по ущелью, пред вашим взором предстанет великолепный водопад высотой 15 метров. Ледяная вода не останавливает некоторых смельчаков, которые с радостью встают под его ледяную воду, чтобы освежиться после долгого пути. Путь в одну сторону займет около 2,5-3 часов.

@elfzubr

Водопады Горельник

Название ущелье Горельник получило вследствие сильного пожара, который разгорелся здесь в начале 30-х годов прошлого столетия. Курсанты Погранучилища по неосторожности сожгли еловый лес в верховьях ущелья Куйген-Сай, после чего ущелье получило такое название - Горельник.

Первоначальное название Горельника происходит от казахского слова куйган - "впадающий" (так называют место слияния двух рек или устье). По ущелью протекает полноводная река с одноименным названием, она является притоком Малой Алматинки.

Интересный факт

В устье Горельника находится теплый сероводородный источник (его температура неизменна в течение всего года - около 22 градусов), по причине специфического сероводородного запаха воды ранее речка именовалась Тухлый ручей.

В ущелье Горельника расположены два водопада. Нижний находится рядом с устьем реки (примерно в одном километре). Верхний водопад расположен в полутора-двух километрах от нижнего, в русле правого притока Горельника.

Путь на водопады начинается с катка "Медеу", если вы полны энтузиазма и сил, ваше приключение начинается именно отсюда. Самое сложное - подняться по всем известной лестнице здоровья на плотину, дальше нужно двигаться по асфальтовой дороге, которая ведет на "Шымбулак". Через полтора километра асфальтированная дорога упирается в домик лесника, отсюда и берет начало тропа до водопадов.

@gornaya_mary

Можно проехать путь на Eco-bus-автобусе, который курсирует по маршруту "Медеу" - "Шымбулак". Нужно только предупредить водителя, что выходить вам нужно возле домика лесника, и через десять минут вы будете на месте.

Далее путь пролегает по тропе, немного далее вы увидите обрыв и железный мост. Это - просто ориентир, идем мимо него вверх по холмам. Далее тропа поворачивает налево, проходя через стоящие рядом елки, которые образовали некий тоннель. В нем направо поворачивает еле заметная тропа, которая нам и нужна.

Для ориентира: далее по тропе можно увидеть столик и пару скамеек, если вы дошли до них, то вы пропустили поворот на нужную тропу для прохода в ущелье. По тропе держитесь правой стороны. При подъеме вверх ориентиром послужит сгоревший в 2019 году домик, проходите мимо и выходите в долину. Далее вас ждет штурм двух речек, которые нужно перейти одну за другой.

Нужно пройти вверх по левому берегу реки, там будет развилка. Бурная река, уходящая наверх, остается с правой стороны, слева - спокойная река, которая и ведет к первому, малому водопаду.

Отдохнув у первого водопада, если есть желание и силы, идем ко второму. Вернитесь обратно к развилке, там есть тропа, которая уходит вверх на холм.

После подъема будет развилка: первая тропа ведет наверх, другая выведет вас к большому водопаду. Отдохнув и вдоволь налюбовавшись красотой ущелья, можно вернуться к развилке и пройтись по тропе еще выше, она выведет на поляну Орлиное гнездо, с которой открывается удивительный обзор на все ущелье.

На этом ущелье Горельник не заканчивается, подготовленные туристы идут дальше и выходят на озера Титова.

Более подготовленные туристы или просто люди, которые не представляют своей жизни без гор, отправляются по более сложным маршрутам, таким как поход на пик Букреева, Алешкин мост и поляна Терра, подъем на Большой Алматинский пик. Здесь нужны компания, более серьезная подготовка и снаряжение.

@artyomgantsev

Советы для тех, кто вдохновился описанием и собирается в поход:

- Погода в горах меняется в мгновение ока. Чем больше высота, тем больше вероятность попасть в непогоду. Берите с собой куртку или дождевик на случай дождя, даже если в городе солнечно.
- Перед путешествием предупредите знакомых или друзей о том, куда вы идете, с кем отправляетесь и когда планируете вернуться. Совершать вылазки в горы одному нежелательно.
- Берите с собой запас воды и еды, после привала соберите мусор и возьмите его с собой.
- Позаботьтесь о правильной обуви (желательно непромокаемой и легкой), головном уборе, защите от насекомых и солнцезащитном креме. Наиболее оптимальное время года для походов - с середины июня по конец октября.

Мы надеемся на то, что пандемия коронавируса скоро завершится и границы для путешествий будут снова открыты.

Aviata.kz - сервис, позволяющий быстро найти, осуществить бронирование и покупку ж/д и авиабилетов онлайн в любом направлении из любой точки мира, не выходя из дома или офиса.

В условиях карантина сервис Aviata.kz продолжает работать в круглосуточном режиме. Все силы компании направлены на решение проблем клиентов, связанных с остановкой авиа- и железнодорожного сообщения.