Город-утопия, существующий 8 дней в году: история казахстанца в пустыне Блэк-Рок

Мейирим Смайыл руководитель спецпроектов Tengrinews.kz

ПОДЕЛИТЬСЯ

Видео предоставил Максут Жумаев, создатели Choo choo camp

Этот мегаполис существует всего 8 дней в году, и тем не менее на этот период он привлекает по 80 тысяч человек со всего света. Речь идет о фестивале Burning Man пустыне Блэк-Рок (Невада, США). Казахстанский альпинист Максут Жумаев посетил это незабываемое событие и поделился своими впечатлениями и советами по поездке, передает Tengri Travel.


Этот мегаполис существует всего 8 дней в году, и тем не менее на этот период он привлекает по 80 тысяч человек со всего света. Речь идет о фестивале Burning Man пустыне Блэк-Рок (Невада, США). Казахстанский альпинист Максут Жумаев посетил это незабываемое событие и поделился своими впечатлениями и советами по поездке, передает Tengri Travel.

Каждый год 80 тысяч человек со всего мира собираются в пустыне Блэк-Рок, чтобы своими силами возвести Блэк-Рок-Сити - временный мегаполис, существующий лишь 8 дней и полностью посвященный искусству и самовыражению. Это событие известно как Burning Man, или "Горящий человек".

Это не просто фестиваль в привычном понимании: его создатели называют его экспериментом по созданию общества радикального самовыражения. Участники самостоятельно возводят целый город, который делится на две главные зоны: жилую с лагерями и просторную площадку, где размещены многочисленные арт-объекты. В этом городе не существует товарно-денежных отношений в привычном виде: в любом лагере вас радушно примут, угостят, развлекут, предложат одежду или погрузят в удивительное представление - будь то театр, цирк, пение или что-то совершенно необычное. Взамен вас могут занять работой или помощью другим участникам фестиваля.

Блэк-Рок-Сити живет по своим законам, которые отражают идеалы утопического общества. Посетив фестиваль, казахстанский альпинист, покоривший все 14 существующих восьмитысячников мира, ставший 12-м альпинистом, кто сумел взойти на все эти вершины без использования дополнительного кислорода, Максут Жумаев назвал Burning Man системообразующим фестивалем такого рода.

"Все абсолютно люди добрые, все хотят помочь. Философия этого фестиваля - самоотдача. Я в своем лагере прочитал лекцию про высочайшие вершины мира, про философию восхождений. Людям было интересно, как начать путешествовать по миру в горные районы, про культуру, экспедиции, жизнь альпинистов. Я, как мог, это рассказывал, консультировал ребят. С удовольствием свою толику привнес в жизнь этого большого города.
Маленький оазис коммунизма, где все бесплатно, все для людей, внутри нет денежных отношений совсем. Пожить в таком городе, где все всем помогают и ты тоже стараешься всем помочь, было моей детской мечтой. Сто тысяч людей и все как одна семья", - рассказал казахстанец.

На восьмую ночь эту статую подожгут, отсюда и название фестиваля "Горящий человек"

Казахстанец поделился кадрами, которые сделал на фестивале, а также раскрыл практическую сторону посещения этого недешевого и потрясающего удовольствия.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Tengri Travel (@tengritravel.kz)

В этом году Блэк-Рок-Сити существовал с 25 августа по 2 сентября. Максут Жумаев посоветовал планировать поездку очень заранее. Первое, о чем нужно позаботиться, - это виза в США. Второе - билеты.

"Авиабилет мне обошелся в порядка полторы тысячи долларов. Я выбрал перелет Алматы - Доха - Нью-Йорк. Там я остановился на два дня у своего друга Евгения Хрищатого, это младший сын нашего выдающегося альпиниста Валерия Хрищатого. Мы дружим с детства", - рассказал Жумаев.

Валерий Николаевич Хрищатый - советский и казахстанский альпинист родом из Алматы. Первый, кто стоял зимой на четырех семитысячниках СССР. Один из первых противников применения кислородной маски в высотных восхождениях. Покоритель трех восьмитысячников Гималаев: Эверест (1982), Канченджанга (1989) и Дхаулагири (1991). Валерий Хрищатый погиб 4 августа 1993 года под ледовым обвалом у пика Чапаева на леднике Семеновского, поднимаясь на западное плечо Хан-Тенгри.

Внутри Штатов Жумаев уже смог сэкономить, передвигаясь на местных лоукостерах. Из Нью-Йорка он долетел до Лас-Вегаса (штат Невада), а оттуда уже в пустыню Блэк-Рок. Билет-пропуск на фестиваль обошелся ему в 750 долларов, Жумаев предупредил, что это одна из самых маленьких статей расходов, но приобрести билет не так просто.

"Есть официальный сайт, они продают билеты в определенные дни. Конечно, при покупке билетов очень высокий ажиотаж. Люди ждут, когда наступает час икс, и покупают. Билет на фестиваль, и плюс могут купить пропуск для машины, если они едут на RV (Recreation Vehicle) или домике на колесах.

Есть один лайфхак: включиться в группу/чат в Telegram. Там часто можно встретить русскоязычные группы лиц из СНГ. Там можно сэкономить, если кто-то откажется от билета, можно скооперироваться и вместе купить один пропуск для машины", - отметил он.

Однако цены на билеты разнятся. К примеру, при аномальном ажиотаже цены могут вырасти.

Основная статья расходов – жизнь в кэмпах – лагерях от 10 до 200 человек. Фестиваль проходит посреди пустыни, ресурсы для жизни здесь в дефиците, поэтому жизнь сосредотачивается вокруг лагерей, каждый из которых строится командой участников.

"Я взял с собой палатку, спальный мешок, чтобы не замерзнуть ночью в пустыне, там по ночам до плюс десяти градусов. Но своей палаткой я не воспользовался, в нашем лагере была большая палатка-лаундж, там были корпешки, подушки, одеяла. Спал там. (...) Мы закупались примерно на тысячу долларов продуктами для RV, но в лагере и так было трехразовое питание, по еде проблем не было", - поделился он.

Как пояснил Жумаев, чтобы жить в лагере, нужно или состоять в его команде во время застройки, или уплачивать денежный взнос.

"Кэмпы регистрируются, бывают разные, и цена в них разнится от 500 до 20 тысяч долларов примерно. Не знаю, можно ли приехать и жить дикарем, мне кажется, нельзя. Там живут все централизованно.

От чего зависит цена в кэмпах. Все зависит от уровня сервиса. Наш знакомый Асхат купил не задорого, но он участвовал в строительстве кэмпа, и ему стоимость билета в этот лагерь снизили. Но ему надо жить в своей палатке, самому обеспечивать свое питание.

У нас лагерь стоил 3000-4000 тысячи долларов, но в цену входило место для RV, питание, обслуживание RV - откачка воды и туалета каждый день. Но надо понимать специфику этого фестиваля. Люди не нанимают людей, каждый отвечает сам за себя, и все люди так или иначе помогают друг другу в лагере", - поделился Максут Жумаев.

Обойти все на фестивале невозможно, там каждый едет за своими смыслами. Как объяснил Жумаев, на входе всем раздают брошюры с картами.

"Можно было посетить любое место, кто хочет медитировать, кто тусить, кто йогой заниматься, были марафоны. Все бесплатно. Но дистанции, конечно, большие, больше пяти километров, так что мы передвигались на велосипедах.

Мне очень хотелось посетить музыкальные сейшны диджеев мирового уровня. Качество звучания было очень хорошим. Таких дискотек было много, мы могли выбирать. Для меня самое важное было музыкальное сопровождение нашей поездки. Там даже был симфонический оркестр. Когда они играли рапсодию Queen, на закате десять тысяч людей пели ее вместе, это было какое-то сумасшествие. Мне это очень нравится, вспоминаю и аж мурашки по коже.

Момент сожжения Burning Man, салют, тоже был просто грандиозный. Это какой-то "Дисней ленд" для взрослых. Сто тысяч людей объединенных одной целью", - поделился Максут Жумаев.

Альпинист сразу предупредил, что это мероприятие далеко не дешевое.

"Посетить подобного рода фестиваль в Европе или в пригороде Алматы в разы дешевле, но Burning Man - это системообразующий фестиваль такого плана. Это, наверное, больше культура, комьюнити, направление людей с определенным мировоззрением и миропониманием. Поэтому люди стараются не покупать дорогие кэмпы, а стараются жить вне зоны комфорта.

Но есть люди, которым комфорт необходим в силу медицинских показаний, или люди совсем не привыкли жить в пыльной пустыне неделю. Кому-то нужен душ каждый день, а кто-то обходится просто влажными салфетками. Здесь при составлении сметы на мероприятие человек должен понимать, чего он хочет: определенный уровень комфорта либо едет за впечатлениями", - пояснил казахстанец.

Конечно, американцам легче участвовать в фестивале, они заезжают на RV, платят за въезд в какой-нибудь кэмп и живут в домике на колесах. Можно сказать, что для среднего американца это не слишком дорогое удовольствие.

"А вот зарубежным участникам уже сложнее. У них единственный выход - объединяться в сообщества, брать в аренду RV, покупать велосипеды, потому что из Казахстана его не привезешь. Я видел русские лагеря, украинские лагеря. Центральноазиатских лагерей я не увидел. Было бы хорошо, чтобы был казахстанский кэмп. Но это, конечно, большая работа и очень ответственная, требующая больших сил и финансовых вложений", - добавил Максут Жумаев.

Несмотря на сложность, мысль о казахском лагере в пустыне Блэк-Рок не оставила казахстанского альпиниста. В следующем году он хочет приехать туда с супругой.

"Хочется увидеть там лагерь с казахскими юртами. Номад - это и гостеприимство наше, и наше миропонимание. А участники Burning Man становятся такими же казахами как мы, пропитываются культурой номадов. Мне хочется привнести все хорошее, что есть в нашей культуре, в нашей нации, отдать это миру. Пусть это маленькая часть мира, но абсолютно сумасшедшая, восприимчивая и толерантная, с максимальной эмпатией", - добавил он.

Фото и видео предоставлены Максутом Жумаевым

Недавно корреспондент Tengrinews.kz взял интервью у Максута Жумаева. Мы расспросили у него, стало ли больше мусора в горах Алматы, как казахстанцы покоряли самые высокие вершины мира, почему коррупция разъедает спорт и зачем олигархов ставят во главе федераций.

Посмотреть видео можно ниже, а прочитать текст - тут.

Өте маңызды да шұғыл жаңалықтар қазақша мына жерде – Massaget.kz сайтын оқыңыз!

TengriTravel