Материал подготовлен при поддержке ERG

Селфи с жидким металлом. Чем интересен "терминаторский" завод в Актобе


Подобные места большинство из нас привыкло видеть лишь в сводке новостей по телевизору. Например, когда высокопоставленные чиновники с визитом посещают крупные промышленные предприятия. Между тем легко вообразить, как здесь проходят съемки кэмероновского "Терминатора" или "Чужих". А скоро любому желающему тут можно будет сделать селфи на фоне огромного ковша с раскаленным расплавом Корреспондент Tengritravel.kz отправился в Актобе на завод ферросплавов - целый "город", в котором кипит жизнь и плавят металл.

Вы бывали на заводе? А может, были свидетелем того, как переворачивают целый вагон? Необычное зрелище, признаюсь. Новые впечатления, которые дает промышленный тур по предприятию, - это совсем иной вид туризма, непривычный для Казахстана. Но не менее увлекательный. Здесь, так же как и на курорте, с гидом можно проникнуться историей места, сделать кучу ярких селфи и поделиться опытом в социальных сетях. Разница лишь в том, что пейзажи абсолютно нетривиальны.

Итак, сегодня речь пойдет о первом в стране туре по заводу, такой необычный вид туризма появился в Казахстане. Запустила туры компания ERG в честь 30-летия независимости Казахстана. Так, в пилотном режиме открыт тур на Актюбинский завод ферросплавов (АО "ТНК "Казхром"). Экскурсия рассчитана на полтора часа. Путь туристов начинается с заводской проходной, далее обязательный инструктаж по технике безопасности и затем основные точки предприятия. Это множество "павильонов", каждый из которых не только выполняет важную функцию, но и отличается декорациями. Но обо всем по порядку.

Инструктаж обязателен, так как безопасность - главное правило в туре. После чего туристов экипируют и выдают специальное аудиоустройство.

Такие аудиоустройства выдают туристам для того, чтобы они могли слышать гида. В цехах бывает довольно шумно, так как на время тура работа на заводе не прекращается: тут и там слышны грохочущие раскаты больших механизмов и спецтехники.

Помимо ярких светоотражающих манишек и наушников, обязательно выдают спецодежду.

Интересный факт

Свою историю завод начал в военные годы, а именно в 1943-м. Именно здесь 78 лет назад знаменитая печь "Комсомолка" выдала первую партию казахстанского феррохрома. Сейчас же основная деятельность предприятия - производство ферросплавов различных марок, в том числе: высокоуглеродистого, среднеуглеродистого и низкоуглеродистого феррохрома. После произведенный металл входит в состав сплавов, из которых делают самолеты, космические корабли, автомобили и прочее.

Туристов везут к первому пункту посещения - в цех фракционирования и отгрузки ферросплавов. Это финальная часть производственного процесса. Место, куда привозят уже готовую продукцию.

В каждом цеху установлены ограждения, за которые нельзя проходить: это небезопасно, ведь там идут работы.

Зато разрешается фотографировать и снимать на видео производственный процесс. К слову, тут можно увидеть, как из огромных машин сыплется готовый продукт.

Да, именно эти кусочки ферросплава в дальнейшем станут частью самолета или космического корабля. Кстати, из этого цеха производится отгрузка готового сырья в морские контейнеры. И уже оттуда - по морям и океанам. Например, в ту же Японию.

А в следующем цеху можно увидеть интересное устройство, с помощью которого на заводе за несколько секунд выгружают 93-тонный вагон. Оборудование так и называется - вагоноопрокидыватель.

Конструкция чем-то напоминает механизм, который используют в Голливуде в экшен-сценах. Например, в том же фильме "Начало" Кристофера Нолана, где один из героев сражается в коридоре отеля в невесомости.


Видео Youtube/Abdulsalam Albakri

Вагоноопрокидыватель позволяет упростить процесс выгрузки руды. Сначала груженый вагон подгоняют в вагоноопрокидыватель, а затем оператор дает пуск работе. Разгружаемый материал попадает на решетку приемного бункера, после, проваливаясь через ячейки решетки, заполняет приемные бункера и далее по технологической линии отправляется на склад.


Видео предоставлено Розой Есенкуловой

Оградительная линия в этом цеху установлена не только как предупреждение, что дальше нельзя, но и для того, чтобы автоматизированный процесс работы не прекращался.

Как это работает? Для того чтобы процесс запустился, необходимо отойти на безопасное расстояние. За этим следят специальные датчики. Если человек попадет в поле его "зрения", система автоматически прекратит работу.

Следом направляемся во второй плавильный цех - здесь впечатлений не меньше. Здесь уже на протяжении 78 лет непрерывно работают семь плавильных печей.

Ощущение, что именно здесь могли проходить съемки финального эпизода "Терминатор-2: Судный день".


Видео предоставлено Розой Есенкуловой

Сейчас в цехе работают преимущественно мужчины, однако кранами управляют в большинстве своем женщины.

Пока директор завода рассказывает о процессе, на заднем плане в кабинке крана можно увидеть одну из них. К слову, в историю завода именно этот цех вошел как кузница кадров, отсюда выходили металлурги, ставшие руководителями компании. Например, как нынешний директор завода.

Ну чем не павильон для съемок блокбастера?

Стоит отметить, что запуск турмаршрута по заводу - это не столько имиджевая инициатива, сколько социально значимая. Сотрудники завода знают, что туристы будут задавать им вопросы касательно экологичности их производства и отходов. Так, с 2020 года здесь началась реализация проекта по стабилизации шлака. Шлак вывозится в специальных чашах. на полигон для дальнейшей переработки.

Переработка отходов производства завода ведется компанией ERG Recycling Туристам покажут как идет работа на участке брикетирования. Здесь установлено специальное оборудование и техника для переработки мелких видов отходов.

Здесь производят брикеты, которые в дальнейшем возвращают в производство.

Еще одним впечатляющим цехом стал четвертый плавильный. Его строительством и запуском занималась немецкая компания, однако так и не смогла вывести четыре печи постоянного тока нового поколения на проектную мощность. Зато это сделали заводские ребята. Они с гордостью рассказывают, что теперь уже немцы учатся у актюбинских рабочих.

В четвертом плавильном цехе - есть четырем печи постоянного тока, разливочное отделение, участок дробления и склад продукции. Здесь же можно увидеть впечатляющее зрелище - слив горячего шлака. Температура его достигает 1800 градусов по Цельсию.

Собственно, поэтому плавильщики обмундированы в специальную защитную одежду. При желании после экскурсии ее можно примерить

Ну и под конец туристов ведут в "головной мозг" завода, центр управления производством, главный компьютер и прочие словосочетания - пультовую. Отсюда сотрудники следят за работой двух печей 43 и 44. Все показатели работы они видят в онлайн-режиме, а также наблюдают за происходящим по установленным камерам.

Все технологические процессы здесь как на ладони. При этом 12-часовая смена требует от сотрудников максимальной выдержки и концентрации.

В общей сложности на заводе трудится порядка 4 500 человек. Среди них 800 женщин. Директор рассказал, что их завод - оптимальный вариант для одиноких девушек поскорее выйти замуж.

"Не одну сотрудницу уже выдали, отпустили в декрет, поприветствовали обратно и снова отпустили в декрет. Мы тут как семья", - смеясь, признается он.

И действительно, от посещения завода создается именно такое ощущение - семьи. Вот уж где непривычно чувствовать себя уютно, так это рядом с циклопических размеров техникой и расплавленным до 1 800 градусов металлом.

Сейчас проект турмаршрута находится в пилотном режиме. Записаться на экскурсию по заводу можно на сайте по этой ссылке. Завод можно посетить и виртуально. В дальнейшем планируется проводить туры на завод периодически. Плюс запустить такую же услугу на заводах в других городах.





Похожие статьи

Какие три вида экскурсий стоит избегать в Турции, рассказала эксперт Какие три вида экскурсий стоит избегать в Турции, рассказала эксперт
В Турцию с двумя детьми на несколько месяцев - опыт казахстанки В Турцию с двумя детьми на несколько месяцев - опыт казахстанки
Какие чемоданы чаще повреждают при перелете Какие чемоданы чаще повреждают при перелете