Некоторые звуки в кабине пилота могут означать неполадки в работе самолета и требовать немедленного вмешательства. Какие сигналы от аппаратуры особенно боится любой услышать экипаж, рассказывает Tengritravel.kz.
На днях в сети завирусилось видео, на котором пилоты предлагают послушать, какие предупреждения заставляют нервничать даже самых опытных специалистов. Ролик заинтриговал пользователей соцсетей и вызвал шквал вопросов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Давайте выясним, о чем именно сигнализирует тот или иной звук, приведенный на видео. Вряд ли нам когда-нибудь удастся заглянуть за дверь кабины пилотов.
Помпаж (Stall)
Это значит, что одна из лопастей двигателя, возможно, была повреждена попавшим в двигатель инородным предметом. Последствия помпажа зависят от того, чем он вызван. Помпаж может быть "разовой акцией", а может и зациклиться. К примеру, попадание птицы может сильно повредить лопатки компрессора, и такое изменение аэродинамического профиля будет приводить к постоянному помпажу. Он будет сопровождаться громкими хлопками, повышением температуры внутри двигателя и сильной вибрацией.
Такое воздействие способно быстро разрушить двигатель, так что времени на реагирование у пилотов обычно немного. Сначала пилоты плавно понижают тягу двигателя до минимума. Если это не помогло и помпаж не прекратился, то двигатель отключают.
Потеря одного из двигателей в результате помпажа в наше время редко представляет большую угрозу для самолета. Помпаж сразу всех двигателей - явление крайне редкое, но уже критическое.
Возгорание двигателя (Engine fire)
Двигатель горит всегда. Но не пугайтесь, огнем в камере сгорания можно управлять. Однако если горючее вещество - топливо, масло или гидравлическая жидкость - вступит в контакт с горячими деталями двигателя вне камеры сгорания, то они могут воспламениться.
Чтобы избежать подобного, двигатель имеет систему обнаружения чрезмерного нагрева. Если система активирована, в кабине экипажа звучит пожарный сигнал. После успешного устранения возгорания и обеспечения безопасности двигателя экипаж обязан совершить посадку на ближайшем аэродроме.
Сдвиг ветра (Wind shear)
Это значит, что ветер резко изменил направление или скорость. Он может быть вертикальным или горизонтальным, влияя на самолет при взлете или снижении. Отличается от преобладающего ветра тем, что происходит на небольшом расстоянии.
Сильные ветры сами по себе не являются серьезной проблемой. Однако опасность сдвига ветра заключается в воздействии на подъемную силу самолета. На больших высотах вертикальный сдвиг ветра может вызвать изменение воздушной скорости и скорости снижения. Это часто ощущается как турбулентность.
Но именно на небольшой высоте, близко к земле, сдвиг ветра наиболее опасен. Если в этот момент пилоты начнут снижать мощность, аварии избежать будет очень трудно. Поэтому экипаж обучен распознавать сигнал о сдвиге ветра.
Трафик (Traffic)
Сегодня во многих районах мирового воздушного пространства царит просто настоящее "столпотворение". Чем больше участников движения, тем выше вероятность их неприятной встречи в определенный момент.
Система ТСAS (Traffic alert and Collision Avoidance System) обозревает воздушное пространство вокруг самолета, обнаруживает другие воздушные суда, анализирует полученную информацию, выдает ее экипажу, а в случае возникновения опасности столкновения - предупреждает об этом пилотов и выдает необходимые рекомендации к немедленному действию.