Туркестанская область - регион, по которому действительно интересно путешествовать. Дело в том, что здесь в отличной доступности - особенно улучшилась она в связи с развитием инфраструктуры в регионе - находится множество культурных достопримечательностей и религиозных святынь, связанных не только с Казахским ханством, но и со всей историей Средней Азии. Tengritravel.kz совместно с КГУ "Туристский информационный центр Turkistan Tourism Center" управления туризма Туркестанской области рассказывает об уникальном месте упокоения легендарного проповедника - мавзолее Арыстан-баба.
Это величественное строение, расположенное недалеко от древнего города Отырар, и сегодня поражает своим обликом, а ведь построили его в XII веке. Сегодня мавзолей считается священным местом, куда мусульмане всего мира совершают паломничество. Немудрено, говорят, что Арыстан-баб был послом великого пророка Мухаммеда, а еще духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссауи. По этой же причине мавзолей признан памятником архитектуры и с 1982 года находится под охраной государства.
Есть мнение, что красоту таких святых мест сложно описать: их концентрированная духовность требует личного присутствия, обмена энергией, взгляда, направленного на купола от подножия старинных стен. Но мы все же попробуем, потому что с точки зрения архитектуры здание мавзолея размером 35 на 12 метров представляет очень большой интерес. Построено оно нестандартно, например, его минареты, откуда звучит призыв к молитве азан, выглядят скорее как наблюдательные башни какой-нибудь крепости, да и широкая арка-портал не вполне характерна для построек тех времен. Внешний вид портала напоминает сразу и об исламской, и о европейской, и даже о славянской культуре, а на типичный для Средней Азии пештак с арочной нишей в прямоугольном обрамлении не похож совсем. Это отличает арку мавзолея от любой другой, в основе его декора лежат элементы, взятые из мотивов русского зодчества, а также Европы XIX в. Основной фасад также украшен скульптурной кирпичной кладкой, незабываемый цвет которой обеспечивает обожженный кирпич на алебастровом растворе.
Тут следует вспомнить, что первое здание мавзолея относится к XIV-XV векам, но сегодня о нем напоминают только две резные деревянные колонны сводчатого айвана. В XVIII веке мазар был разрушен сильным землетрясением, и вместо него был построен новый. Однако и его сегодня не увидеть, постройка XVIII века также до нас не дошла, поэтому мавзолей вновь отстроили в 1909 году, о чем и написано на одном из картушей (лепном украшении стены в виде щита или свитка, в котором можно найти важные для автора символы) фриза, то есть подкупольного пространства. В 1971 году из-за высокого уровня грунтовых вод мечеть опять пришла в аварийное состояние, и ее вновь перестроили.
Однако двухкамерная усыпальница, или гурхана, остается самой старой частью комплекса, ее старались сохранить при любых обстоятельствах. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом помещении установлено огромное надгробие Арыстан-баба, во втором - надгробия его учеников и последователей: Хермет-азыра, Карга-баба, Лашын-баба. В мавзолее также есть обязательная для такого места поминальная мечеть, объединенная с гурханой общей фронтальной стеной главного фасада и большим сводчатым коридором, а еще библиотека. Во многом особенности постройки можно объяснить тем, что различные элементы сооружения поэтапно пристраивались к первоначальным помещениям.
Также внутри туристы смогут осмотреть настоящий шедевр средневекового каллиграфического искусства - старинный рукописный Коран.
С Арыстан-бабом и его мавзолеем связано множество сказаний. Но прежде чем рассказать их, отметим: некоторые современные ученые-историки считают, что Арыстан-баб - это полулегендарная фигура среднеазиатской мифологии и изначальный его культ был связан с водными источниками и силами природы. Есть и другое мнение – народное, согласно которому Арыстан-баб был реальным человеком и редким мудрецом - ведь титулом "баб" наделяют лишь человека, обладающего необычайным знанием. Этот человек жил примерно в VII-VIII веках и был верным сподвижником пророка Мухаммеда. По этой же легенде, однажды пророк Мухаммед и его ученики сидели за столом и угощались сладкой хурмой, при этом один из плодов постоянно ускользал или вовсе выпадал из блюда. В какой-то момент пророк услышал откровение: "Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас". Мухаммед спросил, готов ли кто-то из его сподвижников передать хурму хозяину, и на второй раз ему ответил Арыстан-баб: "Если вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму". Как гласит устное предание (и даже два письменных источника - "Рисолаи Сарем-Исфижоб" и книга Куприлозада), Арыстан-баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссауи и, конечно же, передал тому хурму, а также много от своей мудрости.
Другое предание гласит, что, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан-бабу свои четки-аманат, а тот через много-много лет вручил их 11-летнему мальчику - будущему Ходже Ахмеду Яссауи - и стал его учителем.
Есть и третья легенда, которая появилась уже после смерти великого проповедника. В 1338 году Тамерлан распорядился начать строительство мечети над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи. Все попытки возвести стены терпели неудачу: то их сносил ужасный ураган, то их разрушал таинственный и могучий зеленый бык. Дело не спорилось, пока явившийся во сне Тимуру святой не сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а затем уже над могилой Яссауи. Тимур посчитал сон вещим и поступил так, как в нем говорилось, и строительство было закончено в 1405 году. Поэтому паломники первым посещают мавзолей учителя Арыстан-баба, а уже вслед за ним мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, что мы и рекомендуем вам сделать во время путешествия в чудесный Туркестан.