Инге Солхейм: Алматы - дестинация с исключительными преимуществами

Фото: Алибек Жакупов

Как быстро меняется самый крупный мегаполис Казахстана, почему Алматы все еще terra incognita для западных туристов и как устранять инерцию, страхи и стереотипы? Вице-министр туризма и спорта Ержан Еркинбаев и руководитель Almaty Tourism Bureau Камила Лукпанова обсудили эти вопросы с гостем из Норвегии, известным adventure-гидом и организатором экспедиций Инге Солхеймом. Инге известен не только как проводник для желающих совершить путешествия в самые экстремальные точки планеты – но и тем, что вместе с принцем Гарри руководил экспедицией "Пешком с ранеными" на Северный и Южный полюсы. Снятый в путешествии телесериал был успешно показан более чем в 60 странах мира. Сегодня большой интерес гида привлекает Казахстан.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Как быстро меняется самый крупный мегаполис Казахстана, почему Алматы все еще terra incognita для западных туристов и как устранять инерцию, страхи и стереотипы? Вице-министр туризма и спорта Ержан Еркинбаев и руководитель Almaty Tourism Bureau Камила Лукпанова обсудили эти вопросы с гостем из Норвегии, известным adventure-гидом и организатором экспедиций Инге Солхеймом. Инге известен не только как проводник для желающих совершить путешествия в самые экстремальные точки планеты – но и тем, что вместе с принцем Гарри руководил экспедицией "Пешком с ранеными" на Северный и Южный полюсы. Снятый в путешествии телесериал был успешно показан более чем в 60 странах мира. Сегодня большой интерес гида привлекает Казахстан.

Камила Лукпанова: Добрый день, Инге, добро пожаловать в Алматы. Это не первый ваш визит в наш город. Подскажите, какое впечатление у вас сложилось об Алматы, что изменилось здесь с момента вашего прошлого визита?

Реклама
Реклама

Инге Солхейм: Здравствуйте! Действительно, это далеко не первый мой визит в Алматы, и я вижу много изменений в городе. То, что меня всегда поражало, — это уровень гастрономии. В Алматы вы можете увидеть множество ресторанов мирового уровня и попробовать разнообразные кухни мира. Меня также привлекает уникальный вайб города с его дневными развлечениями и активностями, барами. Для меня Алматы — это город, полный сюрпризов, и каждый мой визит наполнен чем-то новым. Город быстро растет и развивается. Людей стало значительно больше, при этом облик города улучшается, город стал чище. Даже сейчас мы гуляем по аккуратному и чистому парку, но ведь так было не всегда. Еще несколько лет назад ситуация была совсем другая.

Я нахожу сходство Алматы с Осло, городом, который также окружен природой. Мне посчастливилось побывать на Чарынском каньоне, увидеть Поющий бархан, горные озера. И это уникальность для большого города – иметь доступ к невероятным природным объектам всего в паре часов езды. Это выигрышный микс, когда вы можете насладиться прекрасной городской атмосферой, а после отправиться наслаждаться красивой природой.

Ержан Еркинбаев: Да, это действительно уникальный микс, который мы можем предложить туристу. Сейчас у нас возникают вопросы о правильном позиционировании города и страны, о брендинге и о том, каким должен быть Казахстан в глазах зарубежных гостей. Должны ли мы последовать примеру Монголии, продвигать в большей степени кочевую культуру, девственную природу или же скорее позиционировать Казахстан как современное государство с развитой инфраструктурой? У нас есть практически все, и здесь важно понять, на чем сфокусироваться.

Инге Солхейм: Не будучи экспертом в брендинге, я опираюсь только на свои внутренние ощущения и ассоциации с Казахстаном, а также на то, что говорят люди, с которыми я работаю. Для многих европейцев Алматы ассоциируется с высокогорным катком "Медеу" и яблоками. Англичане и американцы все еще с неким скепсисом относятся к Казахстану как к экзотической стране и не имеют представления об ее инфраструктуре. Для них вы являетесь неким тщательно хранимым секретом.

На мой взгляд, вы должны честно показывать то, что представляет собой современный Казахстан на сегодняшний день. Да, вы можете выехать за город и увидеть юрты, уникальную нетронутую природу, степи, диких лошадей. Но это стереотип, который уже есть в представлениях людей о Казахстане, поэтому вы не должны продвигать это так сильно.

Думаю, наиболее перспективный рынок для вас — это современный путешественник, который открыт к приключениям и новому культурному опыту, хочет получить аутентичный опыт, увидеть уникальную архитектуру, погрузиться в бурную ночную жизнь и быть уверенным в том, что его поездка будет безопасной и комфортной.

Буквально за пару дней до поездки в Казахстан мой друг спросил меня, безопасно ли в Казахстане. Я ответил "да", здесь я чувствую себя безопаснее, чем где-либо в мире. Именно поэтому важно повышать уровень знания о регионе. Когда повысится уровень знаний о регионе, страхи и сомнения путешественников пройдут сами собой. Люди боятся неизвестного. Рассказывайте людям о регионе и приглашайте тех, кто сможет также красиво рассказать о нем для своей аудитории – тем более что появились широкие возможности безвизового режима для граждан большого количества стран. Если эти люди останутся довольны, то вы получите лучших амбассадоров Казахстана по всему миру.

Ержан Еркинбаев: Испытывали ли вы какие-либо неудобства в городе во время путешествия – касательно сервиса, языкового барьера?

Инге Солхейм: Нет. Когда вы приезжаете в другие страны, то отдаете себе отчет, что там есть собственный язык, свои культура и традиции. Когда я приезжаю в Казахстан, естественно, что никто не знает норвежский, так же, как и я не знаю казахский. Но здесь важно другое. Мне нравится, что люди здесь очень дружелюбные, открытые и всегда стараются помочь. А языковой барьер с каждым годом будет ощущаться все меньше. И лучший способ повысить знание иностранного языка — увеличить количество посетителей и туристов.

Ержан, Камила, расскажите, как вы сегодня продвигаете Казахстан и Алматы? На что делаете акцент?

Ержан Еркинбаев: Мы берем во внимание, что у нас есть 14 национальных парков со всеми видами экосистем: ледники, пустыни, барханы, степи и прочее. Например, Алматы окружен пятью национальными парками, каждый из которых уникален. При этом добраться до каждого из них можно за несколько часов. Во многом это влияет на то, что на Алматы приходится больше половины всего турпотока страны. Исходя из этого, экотуризм — это один из наших приоритетов. Следующее — сам город с его инфраструктурой, парками, брендовыми отелями и прочим. Туристская инфраструктура, бесспорно, имеет потенциал своего развития.

В это же время мы стараемся развивать регион Каспийского моря, который для многих еще малоизвестен. Всего в часе полета от Актау находятся Баку, Тегеран, Ереван, Махачкала и другие города. Все это создает широкую транспортную сеть, благодаря которой мы стремимся развивать регион как большой туристский хаб.

Если говорить об историческом и религиозном туризме, то мы делаем упор на Южный Казахстан, город Туркестан, где находится множество уникальных объектов, многие из которых входят в список наследия ЮНЕСКО. В древности Туркестан был одним из центров паломничества в регионе. Сейчас город активно развивается: здесь строятся известные отели, множество магазинов и торговых центров. Работы в данном направлении предстоит еще много.

Инге Солхейм: Да, инфраструктура - это один из ключевых моментов для каждой страны, ее важно развивать. Например, сейчас мы находимся в парке, и было бы здорово, если бы здесь был персонал, который помогал бы ориентироваться, и многое другое.

Камила Лукпанова: Соглашусь. Например, в Казани мне пришлась по душе их идея открытия офиса по менеджменту парков, который находится под управлением местной мэрии. Этот офис управляет всеми парками города, и у них есть парк-менеджеры, отвечающие за определенные направления. Например, менеджер по культурной программе, который отвечает за досуговую и развлекательную программы парков. Менеджер по инфраструктуре, контролирующий инфраструктурные возможности парка, ее эксплуатацию, выполнение туристами и гостями правил пребывания в парке.

Инге Солхейм: Если инфраструктура, парки и прочие городские объекты являются одним из ваших приоритетных продуктов, то вы должны инвестировать в это. Довольно сложно объяснить, зачем выделять бюджет на такие, казалось бы, простые вещи, как уборка мусора и хостинг туристов, но это то, что увеличивает качество городского продукта во множество раз… Возвращаясь к созданию контента для продвижения, мой совет — выбирать динамичные, пусть и небольшие маркетинговые компании. Большие PR- и маркетинговые компании уже неэффективны, традиционные медиа умирают, никто не смотрит рекламу на ТВ. Создавайте контент для сегодняшнего и завтрашнего дня! В целом то, каким вы делаете маркетинг сейчас, мне очень нравится. Раньше в рекламе часто встречались девушки в традиционных нарядах, лошади, юрты, и это было неплохим стартом, но фактически рассчитано на небольшую аудиторию. Сейчас я вижу динамичное продвижение Казахстана по разным направлениям, оно и формирует желание посетить вашу страну.

Камила Лукпанова: Как вы думаете, Инге, в чем же сильная сторона Алматы?

Инге Солхейм: Алматы имеет огромное разнообразие туристских предложений для людей с разными интересами и уровнем дохода. У вас есть и простые предложения на Airbnb, и люксовые номера международных отельных сетей. И это уникальное преимущество. Я считаю, что вы на правильном пути, продолжайте идти в этом направлении и не останавливайтесь. Не бойтесь принимать стратегические решения, которые помогут вам оказаться в той позиции, в которой вы хотите быть через несколько лет. Алматы-2030 – мне будет интересно посмотреть, каким станет город.

Ержан Еркинбаев: Инге, последний вопрос: возникали ли у вас негативные ассоциации, связанные с названием страны, в котором есть окончание "-стан"? Или, возможно, из-за прошлого страны, связанного с Советским Союзом? Может ли это отталкивать туристов?

Инге Солхейм: Я на сто процентов уверен в том, что это лишь стереотип некоторых регионов мира. Он возник потому, что люди не знают и не понимают вашу страну. После того как люди посещают Казахстан, все сразу меняется, и "-стан" становится позитивной комбинацией, которая ассоциируется уже с культурой номадов, слиянием азиатской и европейской культур, историей Великого шелкового пути. Если говорить про советский период, то, конечно, туристы стремятся увидеть контраст того, что они видели или слышали, с тем, как все это выглядит сейчас в независимом государстве. Это еще один уникальный турпродукт, который можно использовать. Необходимо время, и стереотипы уйдут. Сформируется тот образ страны, какой вы хотите показать туристам. Прошлое не определяет будущее – но это важная часть настоящего. Вы создаете образ своей страны, а не ее название создает образ. Здесь, как и в любой книге, важно содержание, а не название.

Фото: Алибек Жакупов

TengriTravel
Рекламный материал

Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная