Испытание Адама и Евы под защитой 40 ангелов, или исчезнувшие святыни Южного Казахстана

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©Мадина Ашилова Фото ©Мадина Ашилова

Туркестанская область богата на священные места и невероятные легенды. Одной из наиболее популярных туристических достопримечательностей является скала Адама и Евы. Расположена она близ города Ленгера и стала первым пунктом экспедиционной группы клуба путешественников Almaty Nomad по Туркестанской области.


Туркестанская область богата на священные места и невероятные легенды. Одной из наиболее популярных туристических достопримечательностей является скала Адама и Евы. Расположена она близ города Ленгера и стала первым пунктом экспедиционной группы клуба путешественников Almaty Nomad по Туркестанской области.

Приятно удивила здесь дорога – ровная, без ям и колдобин, прямо до ворот комплекса. Любовались ребята и природой – то и дело перед глазами вырисовывались ярко-красные маковые поля, всюду зелень, полевые цветы.

Первое, что сделали участники, приехав к скале, это омовение. Ширакшы (смотритель) строго-настрого запретил подниматься к скале без этой обязательной процедуры, а также без головного убора. Ребята после ночи в поезде вовсе не были против – каждый купил по куману теплой воды и умылся согласно правилам. Потом все отправились наверх. Перед подъемом смотритель дал еще одно предостережение – никаких фото- и видеосъемок! "Увижу снимающую камеру – отберу!" Для ребят его слова прозвучали словно гром среди ясного неба. В команде были юные журналисты, которые очень хотели сделать репортаж с места событий, и тут – строгий запрет на съемки и первое разочарование…

К слову, эта каменная долина известна как "Сорок исчезнувших святынь" (или "Сорок невидимых ангелов"). По преданию, именно святые духи помогают людям пройти через сложное испытание Адама и Евы, а также наполняют это место силой и особой энергетикой.

Первый символ на пути к скале - "врата", два небольших камня, образующих узкий проход. Перешагивать их можно только через правую ногу, учит смотритель. И все по одному проходят наверх.

Далее на пути встречается дерево тутовника. Оно символизирует плодородие. У его основания много белой материи, но привязывать к дереву свою ленту или материю нельзя, это плохой знак, предупреждает смотритель.

Основная же миссия у туристов – это, собственно, сама скала Адама и Евы. Она представляет собой огромный камень высотой пять метров, будто рассеченный гигантским мечом. Удивительны легенды о скале. Так, согласно одной из них, великаны не желали славы священной горе Казыгурт, что расположена неподалеку от скалы Адама и Евы, и решили стереть ее с лица земли. Начали они бросать в гору огромные валуны, но гора стоически переносила все удары. Один из камней, расколовшись, улетел далеко и достиг скалы, у подножия которой притаились Адам и Ева. Адам спиной прикрыл Еву, а потому его часть скалы вся в рытвинах, тогда как скала Евы – гладкая как стекло.

По другой легенде, скала Адама и Евы однажды решила посоревноваться с Казыгуртом, кто из них сильнее. Кинули Адам и Ева огромный камень в сторону Казыгурта, и на вершине священной горы образовалась гигантская вмятина. В ответ направил камень в скалу и Казыгурт. От удара раскололась она на две половины. Так состязались скала Адама и Евы с Казыгуртом, но победить в итоге никто не смог. Удивительные истории, не правда ли? Слушая их и глядя на серьезный вид ширакши, так и хочется верить, что все это было в действительности.

В скале Адама и Евы имеется узкий проход. Считается, что пройти его может лишь тот, кто силен в вере и праведен в помыслах. Иной раз тучный человек может пройти, а худой – испытание провалить. Потому смотритель то и дело просит сконцентрироваться и попросить благословения у Всевышнего. Пока группа шла к месту испытания, знакомимся с другими символами. Одно из них - место приветствия. Здесь мужчины могут прикоснуться к следам пальцев и поздороваться с Адамом. Женщины же просто должны поклониться.

Символ близнецов – мальчика и девочки - в виде двух выступов.

Символ матери в виде одного большого выступа…

Приблизились к цели – месту, откуда начинается 30-метровое путешествие сквозь скалу. Тут смотритель просит группу не торопиться и посидеть. Читает молитву. Потом, также неспешно, пускает одного за другим ребят на испытание.

"Входить" в скалу нужно правым плечом. Расщелина местами действительно очень узкая. Говорят, стены прижимают человека и прикасаются к его больным местам, чтобы излечить. Внутри прохладно, тихо, и время от времени ловишь себя на мысли, что можешь реально застрять. И что это крайне нежелательно, так как впереди много людей, и позади немало…

Минут пять-семь - и испытание пройдено! Все участники экспедиции благополучно прошли сквозь скалу. Радовались как дети, потому что действительно было страшно. Говорят, что тот, кто преодолел расщелину, очищается от грехов. Так это или нет, мы не знаем. Знаем лишь то, что лучше человеку с клаустрофобией или с избыточным весом в расщелину не заходить. Можно и физически пострадать, застряв внутри, и морально – переживая за свои "грехи". Для молодой экспедиционной группы прохождение сквозь скалу стало просто испытанием на выносливость и силу духа.

Но на этом путешествие не заканчивается. Чуть дальше – еще одна скала. Символизирует она материнское чрево. Проходить сквозь нее дают детям, не достигшим 13 лет. Считается, что, если ребенок не испугался и прошел испытание, его ждет здоровая и счастливая жизнь.

Далее смотритель знакомит с галереей каменных животных. Все они, по легенде, прибыли сюда на Ноевом ковчеге, причалившем к священной горе Казыгурт. Животные словно собраны у большого круглого камня, напоминающего стол. Здесь туристы просят благополучия для своего дома и заряжают положительной энергией принесенные с собой вещи.

Во время путешествия по здешним местам в группе вспомнили о современной теории одного казахстанского ученого, который предполагал, что Адам был казахом и говорил по-казахски. В доказательство приводил то, что именно с казахского языка слово "адам" переводится как человек, а слово "алма" имеет два значения: яблоко и не бери, что очень символично. А также то, что именно Заилийский Алатау является прародиной яблок… Действительно интересно. Только одно но. Ева никак не вписывается в эту теорию. Но ребят беспокоил и другой вопрос: а почему все-таки здесь нельзя делать фотографии и видео? Тихо спросили у гида. "Нельзя, и ничего с этим не поделаешь, - отвечает он, - это частная территория". Мы не собирались снимать паломников, частные дома или машины… Странно, что такое место находится на частной территории. С этими мыслями удивленная группа продолжила свой путь.

Экспедиционная группа состоит из 20 человек, большинство - студенты, участники проекта "Туган жер: путешествие по родным краям клуба путешественников Almaty Nomad", нацеленного на развитие молодежного внутреннего туризма. Цель экспедиционной группы - знакомство с малой родиной, с интересными природными и сакральными памятниками страны. Присоединиться к путешествиям и узнать больше о молодежных турах в 2019 году вы можете в аккаунтах Almaty Nomad.

Автор текста и фотографий Мадина Ашилова

TengriTravel