Ограничить поток туристов в нацпарк “Бурабай“ рекомендовали ученые

ПОДЕЛИТЬСЯ

Бурабай. Фото Дана Санжарова Бурабай. Фото Дана Санжарова

Казахстанские ученые предупредили, что рост туристического потока в природные парки, такие как Иле-Алатауский и Бурабай, вызывает экологические проблемы. Об исследованиях, проведенных Институтом географии и водной безопасности, рассказала старший научный сотрудник и доктор PhD Роза Темирбаева, передает Tengri Travel.


Иконка комментария блок соц сети

Казахстанские ученые предупредили, что рост туристического потока в природные парки, такие как Иле-Алатауский и Бурабай, вызывает экологические проблемы. Об исследованиях, проведенных Институтом географии и водной безопасности, рассказала старший научный сотрудник и доктор PhD Роза Темирбаева, передает Tengri Travel.

Исследования состояния экосистемы нацпарка "Бурабай" институт проводил в 2018–2020 и 2024 годах. По словам эксперта, мониторинг в этом году выявил превышение допустимой рекреационной нагрузки в популярных местах, таких как гора Болектау, поляны Абылай хана и Иманаевского ручья, в среднем до 9 раз на гектар.

"Давление туристов приводит к эрозии склонов, оголению корней деревьев и нарушению растительного покрова. Необходимо регулировать турпоток и ввести систему контроля посещаемости", - добавила Темирбаева.

Эксперт привела в пример международный опыт.

"В национальном парке Йеллоустоун введены квоты на посещение, в Мачу-Пикчу (Перу) туристы бронируют билеты заранее, а на Галапагосах некоторые участки периодически закрываются для восстановления".

По ее мнению, аналогичные квоты и ограничения помогут защитить природу Бурабая. Отдельно она остановилась на проблеме автотранспорта.

"Только за 10 месяцев в нацпарк заехало 216 793 автомобиля — это в среднем 700 машин в день, в то время как в парке всего 250 официальных парковочных мест. Это если считать в среднем по году. А ведь летом машин заезжает в разы больше! Несанкционированная парковка наносит вред почвенному покрову, загрязняет воздух", - подчеркнула она.

По словам эксперта, для уменьшения ущерба можно ограничить въезд автомобилей и использовать экологически чистый транспорт.

"Повышение тарифов на въезд может стать эффективным решением. Экономические меры, такие как рост стоимости въезда, помогут ограничить поток автотранспорта, снижая загрязнение и давление на экосистему. Средства можно направить на развитие инфраструктуры и поддержку природоохранных мероприятий. Мировой опыт показывает, что такие меры успешны: в США, Норвегии и других странах часть парков ограничивает въезд автомобилей, организуя автобусные трансферы от отдаленных парковок. Это улучшает качество воздуха и сохраняет экосистемы", — предложила Темирбаева.

Для защиты экосистемы Бурабая важны и меры по развитию экокультуры среди туристов.

"В Австралии проводят обучающие программы, а в Японии информирование о правилах поддерживают рекламные кампании и волонтерские проекты", — поделилась эксперт, добавив, что в Бурабае помогут ограждение природных объектов, деревянные настилы на тропах и установка мусорных баков и туалетов.

Эксперт заключила, что снижение нагрузки требует комплексного подхода — от планирования и мониторинга до экологического воспитания туристов. Опыт других стран может быть полезен Казахстану для сохранения уникальных экосистем.

Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp

TengriTravel
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная