Моя страна 04 марта 2020 16:16

Поездка сорвалась из-за коронавируса: как вернуть деньги за авиабилеты

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото©shutterstock Фото©shutterstock

Из-за эпидемии коронавируса казахстанцам приходится отменять давно запланированные поездки за границу. Однако в большинстве случаев авиакомпании не спешат возвращать деньги за билеты, поскольку не признают выявление заболевания в какой-либо стране форс-мажорными обстоятельствами. Корреспондент Tengritravel.kz попытался разобраться в ситуации.


Из-за эпидемии коронавируса казахстанцам приходится отменять давно запланированные поездки за границу. Однако в большинстве случаев авиакомпании не спешат возвращать деньги за билеты, поскольку не признают выявление заболевания в какой-либо стране форс-мажорными обстоятельствами. Корреспондент Tengritravel.kz попытался разобраться в ситуации.

Анастасия Гапий из Караганды собиралась лететь в Италию в конце апреля. Она вместе с коллегами хотела посетить Всемирную выставку в сфере дизайна интерьера Saloni del Milano 2020. Однако в связи с распространением коронавируса в Италии выставку перенесли на июнь.

"После долгих и мучительных переговоров с представителями авиакомпаний, а у нас не один перелет, ответ был получен такой: самолеты летают по штатному расписанию и ни о какой компенсации речи идти не может", - рассказывает Анастасия.

"Сәлем беру". Казахстанцам предложили отказаться от рукопожатий

В ноябре, на момент покупки билетов, о такой эпидемии, как коронавирус, никто в мире даже и не думал. И сейчас Анастасия пытается узнать, как можно получить компенсацию. Похожая ситуация произошла и с Жулдыз из Алматы. Она вместе с подругой запланировала поездку в Италию. Девушки уже купили билеты и получили визу.

"Следуя ​постановлению главного государственного санитарного врача РК "О дальнейшем усилении мер профилактики коронавирусной инфекции в Республике Казахстан", после возвращения в Казахстан я в обязательном порядке должна быть помещена в домашний карантин, с полной изоляцией и с полным​ исключением посещения общественных мест и оформлением больничного листа.

То есть я должна буду вынужденно отсутствовать на работе две недели, с потерей заработной платы и вытекающими из этого дополнительными проблемами, так как я просто не смогу выходить из дома, - говорит Жулдыз. – И со мной живут люди, которые также будут подвержены опасности заражения и могут стать распространителями вируса в Казахстане, что является прямой угрозой для нашего населения".

Для того чтобы не подвергать себя и других людей​ риску, подруги решили отменить поездку и попытаться вернуть деньги. Но авиаперевозчик ссылается на невозвратный тариф и утверждает, что никакой опасности в стране назначения нет.

Фото©shutterstock 

"Если, как утверждает авиаперевозчик, нет никакой опасности, почему государство ограничивает нас в передвижениях после возвращения на родину? - задается вопросом Жулдыз. – Я понимаю, что мой билет куплен по невозвратному тарифу, но данная ситуация является форс-мажором и должна рассматриваться в исключительном порядке".

В свою очередь юрист Алишер Алимбетов отметил, что пассажиры действительно имеют право отказаться от перелета и получить обратно часть денег.

"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" "пассажир имеет право отказаться от полета и получить обратно внесенную за перевозку плату в размере, установленном договором воздушной перевозки", - сказал он.

Почему в Казахстане невозможно скрыть больного коронавирусом, объяснили в Минздраве

При этом согласно закону плата возвращается "в порядке, предусмотренном договором воздушной перевозки" по условиям авиакомпании. По словам юриста, вернуть сумму в большинстве случаев можно лишь за сборы аэропортов. В зависимости от конкретного аэропорта и авиакомпании величина сборов обычно составляет от 20 до 120 евро. В случае если в условиях применения тарифа указано, что топливные и сервисные сборы подлежат возврату, то эта сумма возвращается пассажиру. Если тариф подразумевает, что топливный и сервисный сборы не возвращаются, авиаперевозчик обязан написать об этом в условиях покупки авиабилета. Необходимо внимательно знакомиться с внутренними правилами бронирования авиабилетов.

Фото©shutterstock 

"Если вы купили авиабилет и хотите отменить ваш рейс в связи со вспышкой коронавируса, вам необходимо, используя официальные данные Всемирной организации здравоохранения, обратиться с официальным заявлением на бумажном носителе в адрес авиаперевозчика, указывая на обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства) ввиду распространения вируса в стране прибытия (распространение эпидемий, болезни и так далее)", - поясняет юрист. То есть возврат билетов по невозвратному тарифу будет произведен по внутренним условиям компании-авиаперевозчика.

Полностью деньги можно будет вернуть, как отмечает юрист, если будет официальное ограничение авиаперевозок и если такой запрет коснется авиакомпании-перевозчика напрямую.

"Так как на данный момент у нас в Казахстане и в Италии не форс-мажорные обстоятельства и билеты куплены по невозвратному тарифу, авиакомпании удержат какую-то определенную сумму с покупки", - пояснила руководитель Национальной лиги потребителей Светлана Романовская.

Фото©shutterstock 

Напомним, когда Казахстан официально ограничил авиарейсы в Южную Корею, в правительстве сообщили, что пассажиры смогут вернуть билеты на отмененные рейсы и получить деньги обратно в полном объеме.

Между тем руководитель отдела эпиднадзора за особо опасными инфекциями Департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Алматы Саят Кауметбаев уверен, что эпидемия коронавируса закончится в мае.

"Коронавирус не устойчив к ультрафиолету. Думаю, в марте вирус начнет "прятаться", как только увеличится количество солнечного света. А в мае эпидемия закончится. Вирус никуда не исчезнет, он будет циркулировать среди людей как грипп, но болеть им будут все меньше и меньше", - сказал он.

Автор: Салтанат Жакенова