Поклон невестки, то есть "салем беру" - один из самых старинных ритуалов казахского народа, который дошел до наших дней. В большинстве случаев традиция соблюдается в определенных регионах страны, преимущественно на юге страны. О том, почему обряд сохранился в южных семьях и практически отсутствует в северном быте, отвечает историк Радик Темиргалиев. Подробнее рассказывает Tengritravel.kz.
На самом деле северяне также соблюдали традицию, по крайней мере до начала двадцатого века. Об этом свидетельствуют записи об "Обычаях киргизов Семипалатинской области" 1878 года.
Обряд "салем беру" на севере Казахстана
"Вот как описывалось свидание снохи со старшими родственниками мужа среди казахов Среднего жуза: "При каких-нибудь особых случаях она издали отдает им почтение, припадая на одно колено, склоняя голову и крестообразно складывая на другом колене опущенные кисти рук", – говорит историк.
Обряд "салем беру" на западе Казахстана
В Младшем жузе этот обряд происходил следующим образом: "Приветствие мужчинам со стороны замужних женщин состоит в приседании на одно колено и в провождении в одно с этим время рукавом платья по правой щеке сверху вниз – на что ответом со стороны мужчин должно быть легкое кивание ей головою с пожеланием долговечия – коп жаса", – ссылается историк на труды Льва Баллюзека.
Поэтому утверждение о том, что "салем беру" – региональная традиция, неверное. Широкое распространение в двадцатом веке дает ей статус национальной традиции, однако историк подмечает, что снохи не делали "салем беру" несколько раз в день.
"Дело в том, что свекры и старшие мужчины вообще должны были избегать каких-либо контактов с келин. Таков был степной этикет. Можно было сколько угодно шутить и веселиться с женге – женой старшего брата (дяди), но с келин – женой младшего родственника или сына – даже просто разговаривать было запрещено. Поэтому, в частности, такой порок, как снохачество, казахам был почти неведом. Кодар и Камка, посмевшие преступить запрет, поплатились за это жизнью", – пишет он.
Контакты с келин запрещались
Как говорит историк, контакты между свекром и снохой были практически запрещены. Невеста навещала дом свекров по приезде, совершала "салем беру", однако лицо ее практически всегда было закрыто. По этой причине часто невестка и свекор не знали обличия друг друга.
"Ее лицо всегда закрыто и открывается лишь на одно мгновение при совершении обычая, называемого "келин-курымдык", то есть показ невесты. С этих пор невестка и свекор избегают взаимных встреч, и нередко свекор, даже после многолетнего проживания в ауле, не узнает своей невестки", – говорится в "Материалах для изучения юридических обычаев киргизов".
За и против. Ролик о необходимости "салем беру" завирусился в сети. Читать тут.