Семь источников Туркестана, которым приписывают целительную силу

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото©Shutterstock Фото©Shutterstock

Туркестанская область издревле привлекала путешественников своими культовыми местами. Местным источникам воды приписывают целительную силу. Расскажем о семи наиболее известных, которые посетили участники молодежной экспедиции из Клуба путешественников Almaty Nomad и Tengri Travel.


Иконка комментария блок соц сети

Туркестанская область издревле привлекала путешественников своими культовыми местами. Местным источникам воды приписывают целительную силу. Расскажем о семи наиболее известных, которые посетили участники молодежной экспедиции из Клуба путешественников Almaty Nomad и Tengri Travel.

"С Арыстан-Баба путь начни… Придя к Хазрету, попроси…" - с этих слов для многих туристов начинается путешествие в Священный Туркестан. Местные гиды рекомендуют начать тур именно с посещения мавзолея Арыстан-Баба, что находится в 60 километрах от Туркестана, неподалеку от городища Отрар и села Шаульдер Отрарского района.

Вся жизнь Арыстан-Баба буквально соткана из легенд. Согласно одной из них, пророк Мухаммед и его сподвижники однажды сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда. В это время пророк якобы услышал откровение: "Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас". Пророк спросил у своих сподвижников, кто из них передаст эту хурму. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баба ответил: "Если вы у Всевышнего выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму". Так и случилось. Спустя много лет Арыстан-Баба встретил маленького Ахмеда и действительно передал ему хурму.

Встретил маленького Ахмеда Арыстан-Баба на мосту в Сайраме (бывший Испиджаб). Легенды рассказывают, что к старцу подбежал 7-летний мальчик и попросил свой аманат. Вот только передал Арыстан-Баба не хурму, а только косточку от нее. Чтобы не потерять аманат, он долгие годы держал хурму за щекой, и за века она истерлась. На что Ахмед сказал старцу: "Ты отдал мне косточку, а себе оставил мякоть. Значит, к тебе будут приходить ночевать, а ко мне просить". Так легенда объясняет, почему прежде паломникам стоит посетить мавзолей Арыстан-Баба и лишь потом Ахмеда Ясави.

Многие туристы остаются в мавзолее Арыстан-Баба на ночь - загадывают желание, пребывают наедине со Всевышним… И лишь после едут в Туркестан к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави. Как и завещал известный суфий.

И, конечно же, обязательный ритуал - питье воды из колодца Арыстан-Баба. На вкус эта вода очень соленая. Но имеет целебные свойства. Говорят, эта вода особенно полезна для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. Многие не только пьют воду из колодца, но и наполняют ею разные емкости, отвозят домой. Но будьте осторожны - если у воды, по приезде, образовался черный осадок, то, как говорят старожилы, эту воду пить нельзя!

Родник "Сорока невидимых ангелов"

Эта каменная долина известна как "Сорок исчезнувших святынь" (или "Сорок невидимых ангелов"). По преданию, именно святые духи помогают людям пройти через сложное испытание скалы, а также наполняют это место силой и особой энергетикой.

Испытание скалы заключается в том, чтобы пройти сквозь узкий проход. В ширину он всего 14 сантиметров! Зато в длину - несколько метров. Считается, что пройти сквозь расщелину может лишь тот, кто силен в вере и праведен в помыслах. Иной раз тучный человек может пройти, а худой - испытание провалить. Потому смотритель то и дело просит сконцентрироваться и попросить благословения у Всевышнего, а для начала - испить из чистейшего родника, что бьет у подножия скалы - набраться сил и энергии.

Этот родник образован от трех святых источников. Считается, что у каждого источника своя целительная сила. Особенно полезен этот родник тем, кто лечит заболевания уха, горла и носа.

Капельный водопад Жылак-ата

Водопад Жылак-ата находится близ села Киелитас в Туркестанской области. Дословно в переводе с казахского это означает "плачущий дедушка". Называют его еще и стеной плача. А все из-за того, что водопад этот капельный. Отовсюду здесь по стенам стекают небольшие ручейки, образуя невероятной красоты пейзаж.

По легенде, некогда на аул, расположенный близ этого места, напали джунгары. В спешке люди покидали насиженные места. Они бежали в соседние села, чтобы объединиться и дать отпор врагам. В суматохе местные жители забыли нескольких младенцев. А когда спустя несколько дней вернулись с войском, нашли уже бездыханные и растерзанные их тела… и разрыдались все женщины аула, а с ними и мать-земля. И хлынули отовсюду слезы.

Вот так появилась эта стена плача. Говорят, что с тех пор как здесь появился водопад, вода стала святой: ее можно пить и она излечивает от многих заболеваний. Причем пьют воду туристы прямо из десятков ручейков.

Колодец Укаша-ата

Колодец Укаша-ата, по праву, считается одним из самых загадочных сакральных мест Казахстана. Только представьте, бросите вы ведро в колодец - оно то придет, полное воды, то - без единой капли! Объясняет легенда это так… Укаша в свое время был верным сахаба (телохранителем) Пророка Мухаммада. Он занимался распространением ислама в Средней Азии и обладал чудесной неуязвимостью, которую утрачивал только во время чтения молитвы. Враги воспользовались этим и напали во время утреннего намаза. Укаша отсекли голову, которая, откатившись, упала в расщелину, а затем через подземные пути, по легенде, попала в Мекку. Вскоре через эту расщелину стала бить вода.

Колодец у мавзолея святого Укаша-ата представляет собою выложенный камнями узкий тоннель. Под небольшим наклоном он уходит вниз на 22-25 метров. В него едва помещается обыкновенное ведро. И местные жители верят, что воду из колодца сможет извлечь только безгрешный человек. Считается, что вода может измерить и намерения, и поступки человека. Он может достать полное ведро, наполовину или на четверть наполненное, либо пустое. Иногда из колодца ведра выходят искореженными, согнутыми, поломанными. Это знак вернуться в эти места снова.

По легенде, вода в колодце святого Укаша связана через подземные пути с родниковой водой Зам-Зам в Мекке. И в этой легенде есть свой смысл. Считается, что состав воды совпадает по составу воды из Мекки и также имеет целительные свойства.

Особо удачливым паломникам, помимо воды, удается достать из колодца цветы, амулеты и камни. Справедливости ради стоит отметить, что колодец Укаша-ата - одна из самых популярных достопримечательностей Южного Казахстана. Простое алюминиевое ведро, если хотите попытать счастье и вы, стоит тысячу тенге. А вот бросить его будет сложнее. В выходные и праздники придется отстоять четырехчасовую очередь!

Родник Ак-бура

Родник Ак-бура расположен у подножия Священной горы Казыгурт. Здесь же находится и мавзолей святого Ак буры, что жил в ХІІ веке, во времена Ходжа Ахмеда Ясави, и был его учеником и распространителем религии. Настоящее имя Ак бура - Акберген. Сохранилось предание, что во время совершения зикра у него изо рта шла белая пена, которая полностью покрывала его плечи и грудь, и в этот момент святой обладал могущественной силой. А поскольку он всегда был на белом верблюде, его и прозвали "Ак бура". По легенде, два ракаата утреннего намаза он читал у родника, после же направлялся в Туркестан, чтобы прочитать последующие два ракаата с народом и читал его вместе с Ходжа Ахмедом Ясави. Пятничный намаз святой, по легенде, читал уже в Мекке или Медине.

Паломники приезжают к подножию Казыгурта почтить святого Ак бура, посвящают ему Коран и пьют из его целительного родника. Родник, к слову, имеет свою историю. После смерти святого Ак бура его верблюд так горько оплакивал смерть хозяина, что "слезы текли из его глаз ручьем, опустился на колени и превратился в камень". Родник, который течет из теснин этого камня, - это и есть слезы белого верблюда, оплакивающего хозяина.

12 родников Нур-аты

Святой Нур-ата считается одним из первых казахов, принявших ислам. Он помогал людям, лечил их и в то же время занимался распространением ислама. Местное население поначалу с неохотой принимало новую религию. А потому у Нур-аты было много врагов. Все они хотели убить старца. Но по воле Всевышнего Нур-ата умер сам, когда пришло его время. Не успели похоронить святого, как явились враги, чтобы осквернить его могилу. Но как бы они ни копали, тела найти не смогли. Куда оно подевалось, не знает никто. Согласно преданиям, захороненным Нур-ата мог быть сразу в четырех местах. Причем два места предполагаемой могилы - в Южном Казахстане, одно - близ города Навои в Узбекистане и еще одно - неизвестно. Наша группа побывала в мавзолее Нур-ата близ села Майбулак Толебийского района.

Примечателен этот мавзолей тем, что у его подножия бьют сразу 12 родников. Все они, согласно преданиям, целительны. И хотя все родники имеют один источник, считается, что лечебные свойства у них разные. Так, один лечит почки, другой - заболевания сердца, третий - головы… Какое место человека больше всего беспокоит, к тому роднику и стоит идти.

Водопад Жылаган-ата

Водопад Жылаган-ата расположен на вершине одной из Каратауских гор, близ города Кентау. По легенде, некогда здесь жили пожилые супруги Гурзыхан-ата и Шаш-ана. К сожалению, детей у них не было. С мольбой о ребенке они обратились к Всевышнему. Их просьбу он удовлетворил, но с условием - ребенка мать должна носить в кожаном мешке аж 7 лет, пока он не встанет на ноги. Женщина почти доносила положенный срок и буквально в последний день не выдержала. Взмолилась о тяжелой ноше! Мешок упал, еще не рожденный младенец выпорхнул из него и, словно ангел, начал уноситься вдаль со словами: "Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда!" Унесся он, согласно легенде, в горы и исчез в пещере на самой вершине. Отец малыша был убит горем. Рыдал он долго и горько. Из его слез и возник водопад. Считается, что течет он только после того, как прочитают ему суру из Корана.

Холм тысячи воинов и плачущий по младенцам водопад. Путешествие по неизвестному Туркестану

Если другие родники, по поверьям, излечивают различные телесные заболевания, то к Жылаган-ата чаще всего приезжают женщины. Как и пожилые родители из легенды, они просят у Всевышнего самого простого - женского счастья и возможности стать матерью. Как правило, женщины остаются здесь на ночь. И проводят время в молитвах.

Автор текста Мадина Ашилова

Фотографии Алибек Бегалинов

TengriTravel
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная