Священный Казыгурт, или Где началась новая история мира

Tengri Travel совместно с клубом путешественников Almaty Nomad продолжает рассказывать об удивительных местах Туркестанской области. 

Казыгурт – длинный горный кряж, растянувшийся на 20 километров к югу от Шымкента. Самая высшая его точка составляет всего 1876 метров над уровнем моря. И эта гора может показаться совсем невысокой, но значимость ее в духовном мире Казахстана велика. Именно к Казыгурту, по легенде, причалил Ноев ковчег. Отсюда началась новая история мира.

Когда в первый раз слышишь об этом, не веришь. Ноев ковчег здесь, в Шымкенте? Невольно улыбаешься. Но когда видишь серьезные лица местных ширакшы (смотрителей) и слушаешь их невероятные истории, отношение к Казыгурту меняется. Понимаешь, что перед тобой не просто цепь холмов и небольших гор, а настоящая кладезь духовности и мощной сакральной энергетики.

У подножия Казыгурта путешественников встречают "40 невидимых ангелов". По крайней мере, так гласят древние предания. Именно они помогают путникам успешно пройти через все испытания священного места, например, сквозь скалу Адама и Евы, которая расположилась близ горы. Кто-то здесь чувствует прилив энергии и сил, избавление от грехов, особую благодать, а кто-то нет. Признаться, мы были из тех, кто особой энергетики не почувствовал, а испытание прошел без особых усилий. Возможно, виной всему молодость, беззаботность, избыток собственной природной энергии и… крайний скептицизм. Заметила, что убедить молодых членов нашей команды в сверхъестественности камней, воды или воздуха невероятно сложно. Они улыбаются, но скромно молчат. Совсем иное отношение видели у приезжих паломников – словно им рассказывают не легенды, а самую настоящую быль. Многие часами сидят на камнях, водят рукой по скалам, молятся и литрами черпают воду из местных родников… Возможно, у них есть причины для такой глубокой веры, делаем вывод мы и отправляемся дальше.

У подножия горы ширакшы просит хорошо обдумать, действительно ли всем хочется пройти испытание и взобраться на самую вершину? Несколько ребят решают остаться и заняться приготовлением обеда, но большинству не терпится поскорее отправиться наверх. Ширакшы же не торопится, наполняет баклажки свежей родниковой водой и готовит длинные палки для ходьбы. Понадобится, говорит. Потом включает музыку на мобильном телефоне и неспешно ведет нас к холмам. Пасущиеся стада баранов и лошадей на ярко-зеленых равнинах производят неизгладимое впечатление на ребят, привыкших к городской суете. Тут мы сделали первые фотографии местной природы и животных.

Кстати, скалу Адама и Евы снимать нам строго-настрого запретили, а вот Казыгурт со всеми его обитателями – сколь угодно много. Сам ширакшы нас без конца снимал на видео, чем немало позабавил. Первая остановка на подъеме – многолетнее дерево, одиноко раскинувшееся на холме. Здесь ширакшы прочел нам целую лекцию – об энергетике Казыгурта, о его тайных символах, энергетических вратах и, конечно же, о Ноевом ковчеге, причалившем сюда тысячи лет назад… Удивил нас мастер и своим умением общаться с животными. К нему подошла лошадь и заржала. Он что-то сказал ей в ответ, тоже заржав. И она с пониманием кивнула и ушла. Мы спросили: что ей было нужно? Ширакшы ответил, что она спросила, что ей делать. И он сказал: иди к своим. Поистине удивительный человек!

Подъем на гору обычно, по словам смотрителя, занимает час и 20 минут. У нашей группы он занял более трех часов. До того показался сложным и местами крутым. Наши приборы показывали, что шли мы около 6 километров. Делали много остановок. Останавливал сам ширакшы. По его словам, Казыгурт окружают восемь ворот энергетического поля. Переход от одних ворот к другим – прохождение определенной задачи, чем выше, тем сложнее. Вместе с этим повышается уровень энергии у человека, и у него появляются силы для дальнейшего пути. Останавливал ширакшы для того, чтобы перед прохождением следующих врат попросить благословения у горы. Мы садились, и он читал молитву. Потом показывал необычные камни и рассказывал их историю. Посидели мы на камне дракона, видели камни в виде змей, тигров, беркутов… камни с непонятными символами. Но, если честно, чаще просто сидели от усталости и боли в ногах. Но надо отдать должное Казыгурту: чуть отдохнув, чувствовали прилив энергии и шли дальше. Иногда казалось, что это все. Вот-вот упадем и не встанем. Но откуда ни возьмись появлялись силы, открывалось второе, третье, четвертое дыхание… последний рубеж пути, самый крутой в подъеме, буквально ползли, соскальзывая на камнях… а, взобравшись наверх, упали от усталости…

Ширакшы лишь смеялся над нами. Мы даже лепешку возле одного из деревьев оставили, потому что не в силах были нести самих себя, а тут лишний груз. Как были разочарованы те, кто уже давно поднялся и с таким нетерпением ждал ее. И правда, на вершине вдруг начинаешь испытывать особое чувство голода. И мы уже начали ругать себя за глупость, как ширакшы открыл свою сумку и достал оттуда не одну, а целую дюжину свежих лепешек. Каждый съел по половине, и вместе с чистой родниковой водой на вкус они показались слаще любого обеда. От всей души были благодарны смотрителю. Зато интересовал другой вопрос, а где, собственно, ковчег? Кроме белого флага, возвышающегося на самой вершине, ничего рядом нет.

Ширакшы смеется и спрашивает: "Сколько лет прошло после потопа? И разве вы забыли, что он был сделан из дерева? Ковчега давно нет, зато остались следы от него, а именно эта небольшая равнина меж двух скал, на которой вы стоите. Когда Ноев ковчег причалил, своим днищем он словно протаранил гору, образовав в ней впадину". Справедливости ради стоит отметить, что размер Казыгуртской впадины точно соответствует описанию ковчега в Ветхом Завете. И с его вершины открывается потрясающий вид на местность.

Упоминается эта гора и в древней "Книге моего деда Коркута": "На вершине Казыгурт остался корабль, потому что священная это гора"... По легенде, сначала Ной выпустил на волю птиц, чтобы узнать, ушли ли воды всемирного потопа и можно ли жить на обновленной земле. Большинство птиц улетели и не вернулись, и лишь одна ласточка прилетела назад, неся в клюве зеленую веточку. С тех пор ласточка — особо почитаемая у казахов птица, которая, к слову, всегда совершает добрые дела. Сидишь себе на краю Казыгурта, вглядываешься вдаль, мечтаешь, и вдруг мимо проносятся стаи самых разных птиц – беркутов, орланов, ласточек... Зрелище невероятное!

Легенд о Казыгурте много. По преданию, гору выбрал сам Всевышний. Во время потопа Ной не раз обращался к творцу с молитвами о спасении людей и животных. Тогда высокие горы, которые возвышались над бурными волнами, надменно считали, что ковчег пристанет именно к ним. И лишь скромная гора Казыгурт не мечтала об этом, ибо понимала, что ничем не выделяется среди других. Творец высоко оценил скромность горы, дав возможность Ною причалить именно сюда. Позавидовав участи Казыгурта, высокие горы решили наказать ее. Но Казыгурт призвал на помощь малые горы Ордабасы, Кызылсенгир, Алимтау, Койлык, Анки, Баганалы, Мансар и Канырак. Испугавшись такого союза, противники ограничились лишь символическими ударами по хребту Казыгурта. Так, по легенде, образовались ложбины и впадины, и гора стала похожа на двугорбого верблюда.

К слову, в переводе "казыгурт" означает "справедливый волк". Название символично и тоже относится ко времени потопа. После тяжелого и длительного плавания волк запретил убивать живое. Волчица нарушила табу, за что волк наказал ее. С тех пор его величают "Справедливым волком", или Казыгуртом.

А вот что уже не легенда, а самая настоящая быль, это что Казыгурт несет свет во все близлежащие аулы и дома. На его вершине, благодаря ширакшы, установлены солнечные батареи и ветряная мельница. Они обеспечивают не только энергией местные дома, но и высокоскоростным Интернетом. Что на самом деле очень здорово! За все наше путешествие по далям Туркестанской области это было единственное место, где мы нашли Интернет в избытке.

И еще одно развлечение на вершине Казыгурта, которое не упустит ни один турист, – восседание на троне. Сидящему в этом небольшом углублении из камня, очень похожем на кресло, предлагается загадать желание. Сразу желания как-то в голову не приходят, поэтому многие сидят долго, концентрируются, вступают в диалог с самим собой и лишь потом загадывают.

Обратный путь занимает значительно меньше времени, чем восхождение, но он более опасен. Соскальзывание по камням грозит падением и травмами. Местами имеется обрыв, и людям, боящимся высоты, лучше вниз не смотреть.

Поверили ли мы в святость Казыгурта? Разум нет, зато вот наше самочувствие говорит об обратном. Проделав такой длинный путь почти в 12 километров, потратив на восхождение и спуск почти шесть часов, мы искренне думали, что завтра не встанем и силы покинут нас сразу по прибытии в лагерь. Но не тут-то было! Спустившись и поужинав, мы с удивлением обнаружили, что не только не устали, у нас даже ноги не болят! Так что прав был ширакшы, который утверждал, что даже неверующих Казыгурт наделит энергией. Испив чистой родниковой воды у мавзолея Ак-Бура, мы отправились дальше – к капельному водопаду Жылак-ата. Но о нем уже в следующей статье.

Присоединиться к путешествиям и узнать больше о молодежных турах в 2019 году вы можете в аккаунтах Almaty Nomad.

Автор статьи и фотографий: Мадина Ашилова