Так сложилось, что ежегодно к 9 Мая большинство граждан с постсоветского пространства собираются на площадях и аллеях своих городов. Так они отмечают День Победы и отдают дань уважения своим предкам, отвоевавшим родные земли и мирное будущее для своих потомков. Практически в каждом городе Казахстана есть мемориальные аллеи, на которых высечены имена фронтовиков и тружеников тыла. Сегодня Tengritravel.kz с Aviata.kz расскажет о других, не менее значимых местах, напрямую связанных с Великой Отечественной. Возможно, о некоторых вы узнаете впервые.
Перед тем как начать, предлагаем освежить в памяти неоценимый вклад казахстанцев в период войны. Всего на фронт было мобилизовано порядка 25 процентов населения Казахстана в возрасте от 18 до 50 лет, при этом многие из них попадали в самое пекло войны: в битву под Москвой, под Сталинград и на Курскую дугу, участвовали в освобождении Европы и взятии Берлина. И связано не только с географической близостью к военным действиям, но и развитым в те годы железнодорожным сообщениям. Многочисленные ж/д станции стали отправным пунктом для тысяч солдат и местом отправки на фронт.
Согласно статистике, из Казахской ССР на фронт было мобилизовано более 1,2 миллиона солдат, 12 стрелковых, четыре кавалерийские дивизии, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов. К слову, по переписи в 1939 году население Казахстана составляло 6,2 миллиона человек.
Звание Героя Советского Союза присвоят 497 казахстанцам.
При этом огромную роль Казахстан сыграл в обеспечении фронта. Так, практически все предприятия перешли на выпуск военной продукции. В период с 1941 по 1945 год в республике было построено 460 заводов, фабрик, рудников, шахт. Здесь выплавлялось 35 процентов общесоюзной меди, 83 процента свинца, 60 процентов молибдена, 65 процентов металлического висмута, на 39 процентов выросла добыча нефти. Разумеется, такие мощные стратегические подвиги не могли остаться незамеченными врагом.
Западный Казахстан - место бомбежки фашистами
13 сентября 1941 года. В этот день на казахстанскую землю впервые сбросят бомбу. Нападению подвергнется станция Шунгай. Она, как и станции Сайхин и Жанибек, чаще всего будут подвергаться фашистским бомбардировкам и диверсиям. До сих пор вдоль этого железнодорожного полотна поисковики находят каски, пробитые пулями, гранаты, оружие. И останки советских воинов.
Найденная близ станции Шунгай авиабомба. 2010 год
Разумеется, авиаудары проводились неспроста. На территории Западного Казахстана проходит Приволжская железная дорога (в те годы она называлась Рязано-Уральской). Именно по ней в сторону Сталинграда доставлялись медикаменты, продовольствие и даже военная техника. Поэтому немецкие истребители будут продолжать терроризировать эту местность вплоть до зимы 43-го. Всего на станцию Шунгай совершат 24 налета. А к началу 1943 года зенитный бронепоезд №132 собьет над станцией Шунгай шесть вражеских самолетов.
Интересный факт
Одна из бомб угодила в водонапорную башню. Она подкосилась, однако рабочие ее затянули железными обручами. И эта башня до сих пор так и стоит.
"Сталинград был от нас в 180 километрах. Мой дед, который работал на станции Сайхин, рассказывал, что зарево от обороны Сталинграда было видно из нашего поселка. Позже мне удалось получить доказательства, что это правда. Огонь этой легендарной битвы был виден именно на таком расстоянии", - расскажет историк и краевед Айболат Курумбаев.
Стоит отметить, что железнодорожные станции находятся у самой границы Казахстана с Россией, а небольшие поселки вокруг станции крайне малочисленны.
"Одно из самых приятных мест в мире благодаря очень культурным и душевным жителям. В XIX веке эти места были одними из самых "продвинутых" в Казахстане. В 50 километрах от Сайхина развернулся город Урда (сейчас село Хан Ордасы), где уже тогда были первые в стране светская школа, аптека, "зеленый пояс", казначейство. Сейчас же Сайхин и Орда - незаслуженно практически изолированы от страны", - делится своим мнением путешественник Яков Федоров.
Как отмечает путешественник, пассажирские поезда все еще проходят через станцию Сайхин, только вот не останавливаются. Ближайший крупный город - Уральск, в 600 километрах по труднопроходимой дороге. А еще тут практически нет связи и интернета. Но, несмотря на кажущиеся современному человеку трудности, местные жители продолжают бережно хранить память о тех событиях, которые буквально громыхали тут больше полувека назад.
Вечный огонь
Памятники "горящей звезды" есть практически в каждом городе Казахстана. Именно они символизируют собой память народа о кровопролитной войне. Вечный огонь горит по душам солдат, которые оставили свои жизни, защищая родину. И именно к вечному огню возлагают цветы в память о погибших в Великой Отечественной.
К слову, мемориал Славы в Алматы был сооружен в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Находится он в парке 28 гвардейцев-панфиловцев. Центральная часть триптиха - "Подвиг" - запечатлела образы героев-панфиловцев, грудью защищавших Москву.
Столичный монумент "Отан Коргаушылары" - один из самых красивых в стране. Его официальное открытие состоялась 9 Мая 2001 года.
Мемориал в 24 метра вместил в себя 63 тонны чистой карагандинской бронзы. Создавала его творческая группа скульпторов-карагандинцев.
Вечный огонь в Костанае был зажжен 9 Мая 1968 года. Мемориал представляет из себя Стену Памяти с фамилиями костанайцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В 2004-2005 годах Парк Победы реконструировали. На аллее Героев установили обелиски Героям Советского Союза и полным кавалерам Орденов Славы.
В Актобе мемориальный комплекс Вечный огонь изначально находился на Октябрьском бульваре перед зданием акимата области.
На своем нынешнем месте он появился в 1980-х годах прошлого столетия. Ремонт памятника был сделан в 2015 году. Его приурочили к празднованию 70-летия со Дня Победы. На комплексе Вечного огня появился флаг, новая звезда, брусчатка, а также расширилась площадь комплекса.
Вечный огонь в Кызылорде расположен на площади "Тағзым". Он включает в себя непосредственно Вечный огонь, монумент славы "Ер есімі - ел есінде" ("Имя героя - в памяти страны"), а также сквер, расположенный позади комплекса.
Площадь комплекса вместе со сквером составляет 3 000 квадратных метров. В День Победы перед Вечным огнем проводятся парады, от него отбывают на военную службу призывники.
Вечный огонь у основания гранитных знамен Мемориала боевой и революционной славы в честь погибших во время Великой Отечественной войны был зажжен в Петропавловске в 1979 году.
Обелиск Славы у Вечного огня в парке Победы в Павлодаре. В 2014 году была проведена реконструкция газовой установки Вечного огня и ремонт парка Победы.
Вечный огонь в Шымкенте расположен в парке имени Абая и является частью обелиска "Данк". Стоит отметить, что еще 7-8 лет назад Вечный огонь в Шымкенте не был вечным. Его на протяжении нескольких лет включали только в канун 9 Мая, а затем вновь выключали.
Сейчас люди приходят к нему не только в праздничные дни, но и в будни. Кто-то приносит цветы, кто-то просто приходит, кто-то приводит семью, часто к монументу привозят экскурсии школьников.
Авиабаза подготовки летчиков
В Казахстане первые самолеты появились в начале 20-х годов. Тогда на них производились транспортные и агитационные полеты, после чего большая часть военных самолетов времен гражданской войны стала использоваться в народном хозяйстве республики. Первый пробный рейс гражданского самолета был совершен в апреле 1924 года из Ташкента в Алма-Ату и обратно. В 1927 году была открыта авиационная линия Алма-Ата-Джаркент, а также налажено сообщение с Москвой. В 1932 году в Чимкенте была создана постоянная сельскохозяйственная авиабаза. Ее задачей была борьба с саранчой на территории Алматинской, Джамбульской, Кызылординской и Чимкентской областей. Территория базы в 112 гектаров была оснащена деревянными самолетами По-2. Позже авиаотряд начнет заниматься перевозкой пассажиров и почты.
В 1943 году комсомольцы Алма-Аты подарили дважды Герою Советского Союза С. Луганскому самолет. Фото: Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК.
В первые дни Великой Отечественной значительная часть личного состава Казахского управления гражданской авиации, в том числе и Чимкента, улетела на фронт на своих самолетах. На аэродроме осталось два самолета По-2 авиаотряда и 15 самолетов По-2 учебной авиаэскадрильи. Чимкентский авиаотряд – один из подразделений Казахского управления гражданского воздушного флота - переключился на подготовку летных кадров для ВВС Красной Армии. 18 июля 1941 года бюро обкома партии приняло постановление "О создании школы летчиков в Чимкенте численностью 100 человек из рядов молодежи со средним образованием и школьников старших классов". На базе авиаотряда создана авиационная школа. В Чимкент была эвакуирована Чугуевская военная авиационная школа, инструктором был Иван Кожедуб, трижды герой Советского Союза, на счету которого 64 сбитых самолета.
Стоит отметить, что в те годы аэродром Чимкента размещался на территории современного центра города. Сейчас это площадь Аль-Фараби, территория областного драмтеатра, гостиницы "Шымкент" и центральной поликлиники. Потом аэродром перебазировался, сначала весной 1947 года, а 27 декабря 1963 года с увеличением самолетно-моторного парка Чимкентский авиаотряд перебазировался на новое место, где и находится в настоящее время.
Памятник в честь воевавших летчиков в виде военного самолета был установлен в Чимкенте на проспекте Юбилейный (нынешняя площадь Ордабасы). А после перенесен в парк имени Абая, он стал частью Мемориала Славы.
Сейчас аэропорт Шымкента продолжает принимать и обслуживать воздушные суда. При этом взлетно-посадочная полоса рассчитана на прием всех типов воздушных средств вплоть до крупнейших "Русланов". А совсем скоро планируется открытие нового современного терминала.
Промышленные объекты
В начале войны в Казахстан были эвакуированы фабрики и заводы из районов, подвергшихся вражеской оккупации. Крупные промышленные районы стали местами размещения предприятий, прибывших из Украины, Белоруссии и центральных областей страны. Например, Чимкентский свинцовый завод - место, где наряду с основной продукцией организовали выпуск снарядов, изготовление запасных частей и деталей машин для горнорудных предприятий. Свинцовая промышленность здесь была налажена еще в довоенные годы. И в начале декабря 1941 года на территории Чимкентского свинцового завода разместился прокатный цех Подольского свинцово-прокатного завода.
"В нашем заводском музее среди экспонатов стоит деталь, которую мы называли "Деталь С-17". Это стакан артиллерийского снаряда. Так вот, эти детали изготавливались нашими женщинами в суровые годы войны с фашизмом", - вспоминает рабочая литейного отделения ремонтно-механического цеха Н.Панкратова.
По рассказам рабочих, каждая седьмая пуля советской армии была изготовлена на Чимкентском свинцовом заводе. Введенная в строй первая очередь нового завода производила свинца в два раза больше, чем все действующие металлургические заводы Советского Союза - Сихотэ-алинский, Северокавказский и Датосунский. Мало того, впоследствии завод вышел на второе место по эффективности во всем мире (на первом оказался продвинутый завод в США). Неудивительно, что в 1943 году на имя дирекции завода была получена телеграмма от Верховного Главнокомандующего Сталина.
"Прошу передать рабочим, работницам, инженерам, техникам и служащим Чимкентского ордена Ленина свинцового завода, собравшим 700 тысяч рублей на строительство танковой колонны "Металлург Казахстана", мой братский привет и благодарность Красной Армии", - говорилось в телеграмме.
Десятки, сотни участников Великой Отечественной войны пришли после демобилизации на свинцовый завод – и те, которые ушли отсюда на фронт, и те, кто на долгие годы связал с ним свою судьбу в период войны. Среди них: Герой Советского Союза Хасан Мамутов, несколько лет проработавший в плавильном цехе.
К сожалению, у такого мощного и орденоносного производства была и обратная сторона медали - сильное загрязнение экологии. В 2011 году было официально зафиксировано, что зона заражения свинцовыми выхлопами составляет 14 квадратных километров, и всю эту отраву регулярно вдыхали жители близлежащих районов.
Спустя много лет свинцовый завод пришел в упадок, а огромная территория запустела. О великом прошлом промышленного гиганта напоминали лишь возвышающиеся башни. В 2018 году снесут 210-метровую башню.
Вернемся к военному периоду. Тогда на тяжелейших производствах задействовали всех жителей сел и аулов Казахстана. Постоянно шла мобилизация граждан на предприятия тыла. Сокращенно эти производства назывались "трудовой армией". Порядка 800 тысяч людей трудилось на рудниках, шахтах и других трудоемких производствах, помогая фронту.
Одни только шахтеры Караганды за годы войны добыли 35 миллионов тонн угля. В то время Караганда стала одной из главных угольных баз страны. Такой она остается и по сей день. Причем добывали уголь не только мужчины, но и женщины.
Бурильщица Т. Слонова во время работы в забое. Карагандинская область, 1943 год. Фото: Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК
Женский вклад казахстанок в Великую Отечественную неоценим. Они сражались не только в тылу. Например, 13 мая 1943 года Павлодар провожал на фронт группу из 33 девушек. Это был первый призыв большой группы женщин. Следом за ними ушла на фронт не одна сотня наших землячек. Но были и те, кто денно и нощно трудился в тылу. Примечательна история павлодарской паровой мельницы. Она была построена в 1910 году и, по иронии судьбы, ее владельцем был немецкий промышленник Иван (Иоганн) Петрович Тиссен. Он один из первых поселенцев из числа меннонитов (последователи одной из старейших раннепротестантских церквей) в Павлодарском Прииртышье. Основным занятием немецких переселенцев было сельское хозяйство: земледелие, животноводство, садоводство. Они выращивали свиней, держали коров, вели частную торговлю.
Стоит отметить, что в те годы ветряных мельниц в Павлодаре было множество. А вот четырехэтажное здание из жженного кирпича на высоком фундаменте - по тем временам сооружение значительное и прогрессивное. Однако после революции и прихода советской власти религиозные поселенцы были депортированы. А технологии остались до сих пор. Правда, от первой паровой мельницы сейчас стоят лишь остовы здания.
Значимый вклад в победу внес и актюбинский завод ферросплавов, который был запущен в 1943 году. Это первое предприятие в отрасли черной металлургии Казахстана. 18 января 1943 года первый металл выдала печь под названием "Комсомолка". Предприятие и по сей день производит металл и входит в число крупнейших мировых производителей хромовой руды и ферросплавов.
Актюбинский завод ферросплавов. Актюбинск, 1943 год. Фото: Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК.
В Алма-Ате для фронта активно собирали урожаи пшеницы, одежду, постельное белье, обувь.
"Мы жили в районе завода 20 лет Октября на первой Алма-Ате. До войны там располагались мастерские, производились бытовые приборы. А во время войны это был уже военный завод, там выпускали снаряды, сестра моя работала токарем за станком. А мы с мамой трудились на полях", - вспоминает жительница Алматы Нина Ермакова о голодных временах войны.
Фото: Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Здесь же размещались военные госпитали. Один из эвакогоспиталей находился в доме отдыха "Медео".
"В Алма-Ате было развернуто 11 госпиталей. Они находились и в школах, вузах, домах отдыха. Здесь открывали специальные отделения - урологические, глазные, ортопедические. Сюда приезжали солдаты на восстановление. Имеются данные, что из Алма-Аты после лечения в строй возвращались около 72 процентов от всех раненых", - рассказала заведующая отделом современной истории в музее Алматы Шары Боздекова.
Фото: Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей РК.
Уместить в один материал все памятные места, так или иначе связанные с Великой Отечественной, не только трудно, но и бессмысленно - вся страна была задействована в том, чтобы одержать победу над врагом, и каждый клочок земли был важен. А сколько казахстанских музеев, памятников и улиц связано с ВОВ - все не перечислить. Но, возможно, теперь вы откроете для себя еще несколько обязательных к посещению мест.
Также можете в комментариях рассказать о том, куда вы ежегодно приходите почтить память предков.
Спланировать будущие поездки можно с помощью Aviata.kz. Это сервис, позволяющий быстро найти, осуществить бронирование и покупку ж/д и авиабилетов онлайн в любом направлении из любой точки мира, не выходя из дома или офиса.
Приложение "Авиата" можно установить по ссылке.