Последние 15 лет Мирас Шекенов путешествует по миру на машине. За это время он сменил три автомобиля и посетил около 20 стран. А пять лет назад он приобрел настоящий компактный дом на колесах и уже объехал на нем пять стран. О том, как в минивэне умещаются кровати, столы, газовая плита, раковина, холодильник, биотуалет и даже походный душ, какие подводные камни существуют при организации такой поездки, Мирас рассказал корреспонденту Tengritravel.kz.
Мирасу Шекенову 50 лет, он родился в Целинограде (ныне Нур-Султан), учился в Санкт-Петербурге и во времена студенчества и аспирантуры много ездил по Европе. Сейчас он живет и работает в Нур-Султане. Ранее он уже успел стать лауреатом премии "Народный любимец" в категории "Тревел-блогер". Он также ведет свой блог о путешествиях на своем YouTube-канале.
За всю жизнь Мирас посетил более чем 50 стран, включая Россию, Беларусь, Чехию, Литву, Нидерланды, Турцию, Грузию. При этом на машине он объехал 20 стран. Последние пять лет он проводит время отпуска, путешествуя в своем автодоме.
"Я люблю автопутешествия со времен студенчества. Когда я учился в Санкт-Петербурге, мы с друзьями активно путешествовали, участвовали в турпоходах в Карелию. Самой интересной была поездка в Европу. В то время в России только появились студенческие карты ISIC-card, в первой половине девяностых мы с тремя друзьями, приехав в Европу, в складчину купили старый универсал Volvo за шестьсот марок и начали кататься на нем по Европе. Посетили Бельгию, Чехию, Италию, Венгрию, Австрию, Германию, Швейцарию. Мне тогда было 23 года, и я открыл для себя систему европейского туризма для студентов - хостелы, кампусы. Тогда и зародилась моя любовь к автопутешествиям.
Северный Казахстан. Мирас Шекенов с фотографом Евгением Волковым
О том, как устроен кастенваген и сколько он стоит
До того, как найти дом на колесах Wolkswagen California, я ездил на джипе Mitsubishi Pajero, посетил на нем Монголию и съездил из Нур-Султана в Европу, посетив около 15 стран: Россию, Беларусь, Литву, Польшу, Австрию, Италию, Чехию, Словакию, Венгрию, Швейцарию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Германию. И вот в 2011 году, путешествуя в одном из городов, я впервые увидел специальные микроавтобусы со всеми условиями внутри. С тех пор я целенаправленно начал искать такой караваген (машина для автопутешествия - Прим.Автора). Мне очень повезло, в 2014 году упал курс рубля, и покупка автодома в России обошлась мне дешевле - в 7 миллионов тенге. Так, с 2016 года уже пять лет я активно путешествую на своем Wolkswagen California. На нем я уже успел посетить Грузию, Армению, Турцию, Россию - Урал, Поволжье, Сибирь и Республику Алтай.
Грузия. Фото Мирас Шекенов
Машина производится серийно и встречается достаточно редко, оборудована четырьмя спальными местами, холодильником, раковиной, газом, биотуалетом. Расход автомобиля составляет 9-10 литров на 100 километров. Имеется турбодизель 2,5 литра. Коробка передач автоматическая. В целом авто надежное, с ним проблем нет. Есть три аккумулятора: один - для двигателя и два - для вспомогательных систем. Для зимней поры машина оснащена автономным обогревателем. В минус 20 внутри очень тепло по ночам. Мы ездили зимой на местный горнолыжный курорт и вполне комфортно ночевали. Также в салоне есть розетки на 220 вольт.
В стандартную комплектацию входит раздвижной столик, который расположен в кухонном блоке. Другой стол - для пикников - прячется во внутренней обшивке раздвижной двери. Задняя багажная часть превращается в полноценную кровать на двоих взрослых человек. Здесь же, в боковой багажной части, есть гардероб и шкафчик, в котором хранятся вещи и газовый баллон для приготовления пищи. В дверце багажника сложены два мягких складных кресла, очень удобные, и мы часто ими пользуемся. Они тоже входят в стандартную комплектацию. Вторая кровать находится наверху, в подъемной крыше, которая открывается вверх и размещает удобный матрас. При поднятой крыше верхнюю кровать можно также поднять и ходить в автодоме в полный рост.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Мы возим шезлонги, которые покупали дополнительно, в багажном боксе. Также приобрели газовый гриль и дополнительный столик. А еще мы возим с собой электровелосипеды. Они прикреплены к багажной двери снаружи. На левую боковую часть машины я прикрепил походный душ. Отдельно приобретали биотуалет и палатку к нему. На борту есть запас воды 50 литров и 40-литровый сливной бак, который можно легко опустошить.
Внутри машина похожа на купе поезда: передние кресла разворачиваются на 180 градусов к задним и столик посередине. Тут же установлена раковина, плита для приготовления пищи, холодильник, шкаф для гардероба и зеркало. В целом в автомобиле много ящиков, выдвижных полок для хранения разных вещей. Все окна закрываются специальными шторами, блокирующими свет.
Существуют большие автодома-прицепы, так называемые караваны, но они не удобны для путешествия по Казахстану и нашим дорогам. Говоря о дорогах, я неоднократно подвергал критике состояние наших дорог. Большинство людей, которые ездят на авто по Казахстану, скажут вам, что состояние дорог ужасное. К примеру, прицеп-караван просто развалится по пути на Алаколь.
Как организовать путешествие на кемпер-бусе и сколько это стоит
Я считаю, что настоящие туристы должны ехать в места, о которых никто не знает. Я часто исследую места близ Астаны (Нур-Султан), разумеется, побывал на Селетинских каньонах, озерах Северного Казахстана, на Балхаше, в Казахстанском Алтае, занимаюсь сапсерфингом. Максимальное количество времени, которое я проводил вдали от дома, - время отпуска - 24 дня или даже месяц.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Все свои поездки я организовываю сам. Езжу обычно с семьей, но сейчас дети выросли, и мы катаемся вдвоем с женой. Больше всего нравится приезжать к морю, в Грузию, например, оказалось проще всего. В эту страну успели съездить четыре раза - двое с половиной суток в пути, и ты уже на берегу моря.
Балхаш. Фото Мирас Шекенов
Зимой ездим на горнолыжные курорты. За рулем иногда провожу 12-13 часов. В дальних поездках стараюсь проезжать 1 200 - 1 300 километров подряд, не более. Режим у нас примерно такой: три-четыре дня проводим в автодоме, потом останавливаемся в хостелах или отелях, чтобы постирать вещи и помыться со всеми удобствами. При этом все, конечно, зависит от мест и стран. К примеру, в Европе существуют кемпинги, где есть все условия для комфортной жизни и быта.
Армения. Фото Мирас Шекенов
Найти кемпинги (оборудованный летний лагерь для автотуристов c местами для установки палаток или домиками - Прим.Автора) в любой стране можно с помощью интернета и специальных приложений для караванеров. Там есть вся информация с ценами, удобствами и контактами. Последнее время цена на остановку в таких местах выросла. Когда мы катались по странам Европы, к примеру, стоимость была 17-25 евро (8 000 - 12 000 тенге) с машины, есть и бесплатные кемпинги, либо с символической платой. Бывает и такое, что мы не останавливаемся в отелях и проводим все время в кемпинге.
Бесплатные путешествия: шесть необычных способов объехать мир без денег
Иногда в дороге нужен отдых. Но если до конечного пункта мы еще не доехали, мы спим несколько часов на стоянках, где располагаются фуры, или на парковках придорожных кафе. В отличие от Южной Европы у нас это безопасно - все водители на связи по рации в дорожном канале. В Европе есть специальные места, где можно останавливаться караванерам (люди, путешествующие на автомобилях, с проживанием в автодомах или автоприцепах - Прим.Автора), - это такие парковки с туалетами и удобствами. В России также есть специальные места для ночевок на федеральных трассах.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Путешествие в автодоме обходится дешевле, чем на самолете. К примеру, мой друг ездил с нами на своей машине в Грузию всей семьей. На двух взрослых с тремя детьми им только авиабилеты обошлись бы тогда в 1 100 000 тенге. Что касается нашего путешествия в Грузию, уезжая вдвоем или втроем, мы тратим на дорогу около 180 000 тенге, плюс мы почти не тратимся на проживание, хостелы, гостевые дома и отели. Мы закупаем продукты в Нур-Султане перед поездкой и готовим сами. При необходимости пополняем запасы в местных супермаркетах. Конечно, мы ходим и в рестораны, пробуем местную кухню, исследуем новые места, останавливаясь у моря или в одном городе на неделю или несколько дней, путешествуем как обычные туристы. Но это все обходится дешевле, так как затрат на проживание минимум.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Каждая поездка не похожа на предыдущую. Длительность зависит от наших приоритетов. Если мы едем с целью отдохнуть на море, мы останавливаемся на неделю, к примеру, в Батуми, если хотим увидеть побольше красивых пейзажей, мы останавливаемся на один-два дня в одной точке и едем дальше. Плюс ко всему в поездке на своей машине никогда не можешь рассчитать время в пути: 100 километров по Казахстану и степным, холмистым дорогам и 100 километров по горным извилистым дорогам Грузии займут абсолютно разное количество времени.
О путешествиях в Грузию
В Грузии мы побывали четыре раза и объездили всю страну, побывали во всех городах и курортах. Самая короткая дорога в Грузию из Нур-Султана лежит через Костанай, Троицк, Челябинск. Первая ночевка на Урале, после 1 100 километров. Затем проезжаем Уфу, Сызрань. Далее Волгоград - сложный город для преодоления - узкий и 100 километров в длину, там много пробок, и если попасть в час пик, можно там потратить много времени. В Волгоград иногда заезжаем посмотреть местные достопримечательности. Сразу на выезде из города мы делаем вторую ночевку. Потом начинается Калмыкия и пейзажи, похожие на наши казахстанские степи.
Грузия. Фото Мирас Шекенов
Бывали проблемы с пересечением границы - большие очереди, которые медленно двигаются. Однажды мы простояли 12 часов в ожидании. Заехав в Грузию, мы начинаем свое путешествие с горной части, потом посещаем винодельческие города, где много заводов и небольших винных производств.
"Жду 16 тостов от каждого". Почему 2 дней "беспощадно мало" для поездки в Кутаиси
Грузия. Фото Мирас Шекенов
Постепенно проезжаем на юг, останавливаемся в Тбилиси, проводим там несколько дней или вечеров. Для остановки мы стараемся выбирать красивые, живописные места и гестхаусы с итальянскими двориками, к примеру. В Грузии много кемпингов и караванинговых площадок. Они безопасны, имеют все удобства и расположены в невероятно красивых локациях.
Тбилиси, Грузия. Фото Мирас Шекенов
В целом сценарий поездки всегда один: сначала активное путешествие по всем красивым местам, горам и достопримечательностям, а потом пассивный отдых у моря или в интересном месте на пять-шесть дней. В Грузии очень отзывчивые люди и полиция. Однажды среди ночи в горной деревушке мы не могли найти место для ночевки и обратились к полицейским. Один из них указал нам на дом рядом со словами: "Вот мой дом. Можете остановиться у меня" - и подобных случаев набралось множество.
Казахстанцы вошли в топ-10 по числу туристов в Грузии
О других путешествиях в доме на колесах
Мы всегда планируем свои поездки, и если недалеко с местом, которое мы хотим посетить, есть другое, такое же интересное, мы по пути заезжаем и туда. Так, после Грузии один раз случилась Армения, в другой раз - Турция. О них я также расскажу. Во время пандемии мы путешествуем в основном по Казахстану, исследуем новые места, ищем красивые неизведанные пейзажи. Когда выдавалась возможность, выезжали на Южный Урал.
Российский Алтай не так далеко расположен от Нур-Султана, кажется, 1 200 километров через Павлодар. Обычно мы останавливаемся в санатории и совмещаем отдых с лечением, выезжая по выходным на местные достопримечательности. На Алтае очень красиво и интересно. С середины 2000-х годов мы побывали там раз семь. Крайний раз в 2019 году. Обязательно надо увидеть своими глазами красоту плато Укок, Семинского перевала, Телецкого озера. Алтай со стороны Казахстана мы также объездили, он ничем не уступает по красоте российскому.
Алтай. Фото Мирас Шекенов
Бывают в автопутешествиях и непредвиденные обстоятельства. К примеру, когда ехали по Турцию, в стране произошла попытка военного переворота, и повсюду были расставлены блокпосты с вооруженными людьми. На одном из них мы просто развернулись и решили поехать назад в Грузию. При этом на границе Грузии и Турции мы стояли очень долго, так как там были толпы людей, которые пытались покинуть страну. Это была одна из самых худших поездок в моей жизни.
Бородачи с автоматами, блокпосты и сотни воздушных шаров. Заметки алматинских автопутешественников
Армения прекрасная страна со своим колоритом. У нас было два места, которые мы обязательно хотели посетить, - Ереван и Севан. Останавливались в кемпинге на берегу озера Севан. Была смешная ситуация: когда мы начали доставать свой мангал, то заметили мангалы отдыхающих рядом армян, и нам стало стыдно. Потому что наш вполне стандартный мангал в длину был меньше, чем их в ширину, а их шампуры были похожи на длинные шпаги. Когда местные заметили наш мангал и что мы хотим пожарить шашлык, они угостили нас своими шашлыками и армянским коньяком.
Когда приехали в Ереван, случайно попали на местный этнофестиваль "Taraz" (армянское название фестиваля национального костюма - Прим.Автора). Мы непременно решили поучаствовать: нашли на этом фестивале бутик казахского посольства, где нас экипировали нашими казахскими национальными одеяния. Мы произвели фурор на этом мероприятии - всем было интересно посмотреть на наши костюмы, и все фотографировались с нами с огромным интересом. В результате нас пригласили на сцену.
Армения. Фото Мирас Шекенов
Пару советов тем, кто собирается в путешествие на авто
Если вы собираетесь в поездку на своей машине, я посоветую: первое - оценить возможности своей машины, удобно ли будет на ней передвигаться по дорогам, сможете ли вы провести в ней несколько дней. Второе - купите специальный бокс (багажник, крепящийся на крыше авто - Прим.Автора), вы сэкономите место в багажнике, и в салоне вам не будет тесно. Третье - не сорите, забирайте с собой мусор. Четвертое - организуйте и планируйте свой маршрут, дорогу и отдых, чтобы избежать непредвиденных ситуаций", - рассказал Мирас Шекенов.
Парень из Павлодара проехал 1 500 километров до Алматы на лонгборде