Многие пассажиры задаются вопросом: если на борту самолета предусмотрены кислородные маски и спасательные жилеты, почему бы не добавить парашюты, которые могли бы спасти жизнь при аварии? Tengri Travel решили разобраться в вопросе и узнали у Авиационной администрации Казахстана, почему парашюты не применяются на коммерческих авиарейсах.
Почему парашюты не предусмотрены для пассажиров?
Как рассказали в ведомстве, существует несколько серьезных причин отсутствия парашютов:
- высота полета - коммерческие самолеты летают на большой высоте, где температура крайне низкая, а кислорода недостаточно для дыхания;
- скорость самолета - скорость самолета во время полета очень высока, эвакуация на такой скорости привела бы к серьезным травмам или даже смерти;
- отсутствие подготовки - большинство пассажиров не имеет подготовки по прыжкам с парашютом, в экстренной ситуации они не смогут быстро и правильно его открыть;
- технические ограничения - парашюты занимают много места и добавляют вес самолету;
- эффективность - статистика показывает, что в большинстве случаев авиакатастрофы происходят на небольшой высоте или при посадке. В таких ситуациях у пассажиров не будет времени на эвакуацию с помощью парашютов.
Поэтому, как отметили в ААК, введение парашютов для пассажиров на коммерческих авиарейсах не рассматривается.
Международные стандарты и нормативные ограничения
Как рассказали в ведомстве, существуют стандарты Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в частности приложения 6 и 8, которые регламентируют обязательные меры безопасности на борту.
"Стандарты включают обязательные элементы безопасности, такие как спасательные жилеты и кислородные маски, но не предусматривают использование парашютов в аварийных ситуациях. Основное внимание уделяется профилактике инцидентов и повышению надежности воздушных судов, а не эвакуации в полете", - объяснили в ААК.
Внедрение парашютов, как отметили в ведомстве, также потребует серьезных доработок, так как самолеты не имеют возможности для безопасной экстренной эвакуации на высоте.
"Ограниченное пространство в салоне самолета, увеличение веса самолета, изменение аэродинамических характеристик, аварийные выходы и системы катапультирования, высокая стоимость разработки и сертификации, обучение экипажа и пассажиров, сложность эвакуации в экстренной ситуации, отсутствие готовых решений и технологий.
Установка парашютов на пассажирских самолетах потребует решения множества конструктивных, технических и операционных проблем. Необходимы серьезные доработки конструкции самолета, разработка новых аварийных систем и систем хранения, обучение пассажиров и экипажа, а также значительные финансовые вложения", - рассказали представители администрации.
В ААК также подчеркнули, что на практике оснащение самолетов парашютами не даст гарантии безопасности.
"Современные системы безопасности и высокий уровень подготовки экипажей делают полеты на самолете одним из самых безопасных видов транспорта", - заверили в ведомстве.
Почему для безопасности предпочтение отдается другим мерам?
Существующие системы безопасности, такие как кислородные маски и спасательные жилеты, более адаптированы для аварийных ситуаций. Например, при разгерметизации пассажиры могут дышать с помощью кислородных масок, что помогает избежать потери сознания до восстановления безопасной высоты. Для обеспечения безопасности при аварийной посадке или приводнении предусмотрены спасательные жилеты.
"В случае разгерметизации в салоне воздушного судна исчезает кислород. В данных условиях пассажир может оставаться в сознании в течение очень короткого времени.
Использование парашютов требует специальной подготовки. Без соответствующего обучения пассажиры не смогут безопасно использовать парашюты. В экстренной ситуации пассажиры могут не успеть надеть парашюты или правильно подготовиться к прыжку", - обратили внимание в ААК.
Экипажи также проходят обязательную подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях и готовы оперативно помочь пассажирам. Такие меры доказали свою эффективность в реальных инцидентах, тогда как парашюты не могут обеспечить такую же гарантию безопасности.
Современные подходы и альтернативные меры безопасности
Авиационные компании и международные организации сосредотачиваются на повышении безопасности полетов через модернизацию самолетов и профессиональную подготовку экипажей. Они сосредотачивают свое внимание на нескольких аспектах:
- конструкция самолетов - разработка и производство самолетов с учетом максимальной безопасности пассажиров и экипажа;
- требования к экипажу - высокая квалификация и регулярная подготовка пилотов и бортпроводников;
- системы безопасности - оснащение самолетов современными системами безопасности, включая аварийное оборудование и средства связи;
- процедуры безопасности - разработка и строгое соблюдение процедур безопасности на всех этапах полета.
Парашюты на пассажирских самолетах - это больше миф, чем решение. Современные системы безопасности и профессиональная подготовка экипажей доказали свою эффективность в критических ситуациях, и существующие меры обеспечивают пассажирам высокую степень безопасности.
"Наличие парашютов на борту негативно повлияет на затраты на авиаперевозки, так как приведет к увеличению веса самолета. Увеличение веса приведет к росту расхода топлива и необходимости перерасчета максимальной взлетной массы. Это может потребовать пересмотра параметров аэродинамики и мощности двигателей для поддержания безопасности полета", - объяснили в ААК.
Авиационная администрация Казахстана также подчеркнула, что в ближайшем будущем вероятность использования парашютов в пассажирской авиации крайне мала.
"В ближайшем будущем не ожидается появление подходов к безопасности полетов с использованием парашютов. Современные самолеты оснащены системами автоматического управления, которые значительно снижают вероятность ошибок пилота и повышают общую безопасность полетов. Эти системы контролируют работу двигателей, стабилизацию полета и другие параметры, помогая избежать аварийных ситуаций. Подходы к безопасности постоянно совершенствуются", - заключили в ведомстве.
Таким образом, отсутствие парашютов на пассажирских самолетах - это не вопрос экономии, а обоснованный выбор, продиктованный техническими, практическими и безопасными соображениями.
Ранее стюардесса назвала самые грязные части самолета и места, где пассажирам стоит быть осторожнее. Подробнее - в материале.
Читать также: Аптечка туриста: какие лекарства нужно взять с собой за границу