Журналист Мадина Ашилова и профессор КазНУ имени аль-Фараби Калимаш Бегалинова побывали у берегов Аральского моря. На страницах Tengritravel.kz они рассказали, чем сейчас живут жители затерянных в песках поселках и какие надежды строят местные рыбаки и верблюдоводы.
Аральское море: смерть или возрождение? С этим вопросом съемочная группа документального проекта "Я здесь" отправилась к Аральскому морю. Путь пролегал через юг Казахстана. Общая протяженность маршрута - свыше 1 700 километров.
Большая часть пути - по транспортному коридору Западная Европа - Западный Китай. Далее, начиная с Аральска, еще свыше 100 километров по гравийной дороге и пескам.
Атмосфера опустынивания начинает ощущаться уже с Аралкума - небольшой станции в Кызылординской области (около 50 километров до Аральска). Вдоль трассы продают копченую рыбу, и тут же бойко по пустынной местности начинают бегать верблюды.
В самом Аральске - бывшем портовом городке, некогда центре казахстанского рыболовства - моря уже давно нет. О величии городка напоминают лишь руины старого порта. Величавые корабли, снабжавшие весь Союз свежей рыбой, портовые динозавры, уже давно заржавевшие и не эксплуатируемые никем, и огромное дно, некогда бывшее Аральским морем…
7 октября 1921 года В. И. Ленин в письме обратился к рыбакам Аральского моря:
"Жертвуйте, дорогие товарищи, аральские ловцы и рабочие, щедрой рукой! Вы сделаете не только дело человеческой совести, но вы укрепите дело рабочей революции. Ибо вы всему миру покажете, а прежде всего всем трудящимся, что несокрушима мощь рабочего Советского государства, построенного на широчайшей помощи друг другу пролетариев самых отдаленных друг от друга мест".
Цитаты, старые фотографии и артефакты - единственное, что сегодня напоминает о былой славе Аральска…
Мы же едем дальше - в поисках моря…
Дорога уводит в сторону Сексеула и еще дальше - в поселок Акеспе. На карте видно, что ранее этот поселок располагался непосредственно у побережья залива Бутакова. Сегодня вода отошла. Земля местами соленая, а местами - пустынная… Сам же поселок за считанные годы буквально занесло песками …
О людях, затерянных в песках Арала
Акеспе раньше был богатым рыболовецким поселком. Тут днем и ночью ловили свыше 20 видов рыб. Почти все жители поселка были заняты этим промыслом.
Спустя полвека, от богатого старого Акеспе осталось…. всего пять домиков, и те уже давно не ловят рыбу.
Молодая семья Сегизбаевых - одна из последних в старом Акеспе. Их дом расположен на краю поселка. Семья занимается верблюдоводством. Готовят свежий шубат, после на мотоциклах развозят его по близлежащим поселкам.
Утро начинается рано - в шесть утра уже нужно доить верблюдов. Дойка в день пятикратная. Хозяева строго следят за тем, чтобы верблюды перед выпасом выпили воды. Днем глава семейства Темирбай на мотоцикле объезжает пустынные пастбища, следит за тем, все ли у верблюдов хорошо. Хозяйка Мира же целыми днями готовит шубат и множество других продуктов из верблюжьего молока. Трое детей во всем помогают родителям. Даже маленькая Нурсезим время от времени развлекает верблюжат.
Знают ли Сегизбаевы, что живут в зоне экологического бедствия?
Безусловно. Более того, время от времени им буквально приходится бежать от опустынивания и песков. Этот дом - далеко не первый, что они построили, были и другие. Как пески начинают наступать - выхода нет. Приходится искать подходящее место и строить новый дом. И вот сейчас глава семейства Темирбай подумывает о новой кочевке.
"Песок иногда заваливает наш дом по крышу. Утром не выйти на улицу. Бывает, нанимаю трактор, приезжает, расчищает. И спустя неделю снова такая же картина. Каждый день ведрами убираем песок. Но его все больше и больше. Мы уже начали строить еще один дом в новом Акеспе. Придется со временем переезжать", - рассказывает он.
С одной стороны, песок, с другой - соль, пестициды, ядохимикаты Арала. Тут не одно, а сразу несколько экологических бедствий.
Жители прекрасно знают о своем положении. Но они принимают его таким, какое оно есть. Они живут, подстраиваясь под стихию. И, словно вместе с Аралом, проходят через все его испытания.
Новые рыбаки Арала
Если взглянуть на карту, создается впечатление, что вот он - Арал, буквально в пяти минутах от Акеспе. И да, и нет. Вода в Арале - давно уже не та. Эта вода настолько бывает соленой, что одно время даже прожигала одежду рыбаков, съедала их кожу.
Берег весь покрыт белой солью, тоннами ракушек. И во многих местах берег болотист. Чтобы пробраться к воде, прежде нужно пройти через болото. С другой стороны, жители поселка - уже нового Акеспе, что переехал на пару километров дальше, - радуются - ведь Арал, который многие давно похоронили, еще есть. И не только есть, но и растет!
Фото из открытых источников
Это благодаря Кокаральской плотине, построенной в 2005 году. Она регулирует воду в Малом Арале, не позволяя ей вытекать дальше. Благодаря этой плотине, уровень воды за последние годы заметно увеличился, соленость же уменьшилась. Снова в Арале заплескалась рыба, и снова сотни рыбаков ищут свое счастье.
Аманбек и Заманбек Елпановы - два брата-близнеца - занимаются рыболовством с детства. Трагедия Арала развернулась буквально на их глазах. Было время, когда воды было много и уловы получались богатыми - то было детство рыбаков. Было и время полного забвения, когда вода быстро уходила, а из-за солености гибла почти вся рыба. Сегодня же - время надежды. Благодаря Кокаральской плотине эта часть Аральского моря постепенно восстанавливается. Вода с каждым годом прибывает и разнообразие рыб увеличивается.
Ночью рыбаки расставляют сети, а поутру, с первыми лучами солнца, собирают улов. Днем не рыбачат. На то есть своя причина - сильный ветер. Братья чувствуют, когда море спокойно, и только тогда выходят в путь.
Аманбек и Заманбек живут в ритме Арала. Если морю хорошо, то и им, рыбакам - тоже. Рыболовство - это вся их жизнь.
Посетив и старый, и новый Акеспе, приходишь к выводу, что не все так плохо. В тех местах, что полностью занесены песками, жители освоили новое дело - верблюдоводство. В новом же Акеспе люди возвращаются к прежнему ремеслу - рыболовству. Малый Арал здесь восстанавливается. Более того, рыбаки уверены, что плотину можно и поднять. Воды стало настолько много, что Арал с казахстанской стороны может стать еще более глубоким и полноводным.
Но такова ситуация только у нас - на Малом Арале. Большей же части Аральского моря, в том числе той, что расположена на стороне Узбекистана, грозит неминуемая гибель…
Узбекская сторона Арала
Муйнак, бывший портовый город. Здесь расположено знаменитое кладбище кораблей. Прямо перед набережной ржавеет с десяток бывших судов.
Море от Муйнака ушло примерно на 100 километров. И сейчас вместо синего живого Большого Арала здесь повсюду бесплодные пустыни и пески.
Существенно повысилась здесь и температура. Вдобавок к Кызылкуму и Каракумам, что расположены в Узбекистане и Туркмении, появилась на карте новая пустыня - Аралкум. Пекло настолько сильное, что одежда прожигает тело, а техника отказывается работать. Днем не встретишь на улицах ни местных жителей, ни туристов. Жизнь начинается вечером, с заходом солнца…
К сожалению, эта часть Аральского моря обречена. Никакие усилия более море не вернут. Спустя время оно высохнет и окончательно станет бесплодной пустыней.
Что же привело Арал к гибели?
В середине ХХ века Аральское море было четвертым в мире по величине озером. С начала 60-х годов оно начинает резко мелеть. Основная причина - чрезмерный забор воды для сельскохозяйственных угодий. Почти весь приток воды в Аральское море обеспечивался реками Амударья и Сырдарья. Сегодня Амударья более в Арал не впадает. Со стороны Узбекистана морю питаться нечем. Река распадается на множество рукавов, но так и не доходит до пункта назначения. Подтверждается это сотнями каналов. Подъезжая ближе к Муйнаку, видишь, что и они все давно высохли.
Так, вода Арала была разменяна на тысячи полей риса и хлопка, и весьма сомнительное мировое первенство в этой сфере.
На данный момент восстановление Большого Аральского моря со стороны Узбекистана невозможно. Мы можем наблюдать лишь скорое его высыхание и последние капли великого моря.
Надежда остается только за Малым Аралом, расположенным на территории Казахстана. Только он на данный момент имеет шанс на выживание. А это значит, что и Акеспе, погруженный в пески, имеет все шансы на возрождение.
Автор текста: Калимаш Бегалинова
Фотографии: Мадина Ашилова