Как объехать три города на автобусе. Казахстанка рассказала о необычном путешествии по Турции

Путешествие в одиночку, без интернета - это шанс побыть наедине с собой, отдохнуть и привести в порядок мысли. Айгерим Мырзагалиева решила провести свой недельный отдых именно так. Семь автобусов, четыре отеля, три города, одна пропущенная остановка и миллион прекрасных воспоминаний. Корреспонденту Tengritravel.kz девушка рассказала о своем приключении.

Уже несколько месяцев Айгерим с семьей живет в Батуми, на побережье Черного моря. Однако побывать в турецкой Каппадокии было ее давней мечтой. И как только подвернулся случай, Айгерим решила отправиться в путешествие по Турции из Грузии на автобусе.

Через 15 минут я уже была в Турции...

Реклама

"Расстояние от центра Батуми до границы с Турцией - около 15 километров, езда заняла полчаса. Утром 13 июня я добралась до Сарпи - таможенный пункт между Грузией и Турцией. Такси - 15-20 лари (2500 тенге), городской автобус - 30 тетри (55 тенге при наличии транспортной карты), маршрутка - 70 тетри (115 тенге, оплата наличными). Границу перешла пешком. Тут мне поставили два штампа в паспорте, и через 15 минут я уже была в Турции. Виза, сертификат вакцинации или ПЦР-тест здесь не требуются.

Маршрутные такси стоят прямо на выходе из здания таможни. Названия пунктов назначения написаны на английском языке, некоторые водители говорят на русском. Я поехала в город Трабзон, билет обошелся в 120 лир (3200 тенге), поездка длилась 3,5 часа. Дорога проходит вдоль берега Черного моря через множество живописных поселков и небольших городов. К слову, дороги здесь идеальные, без единой ямки.

В Трабзоне я была уже третий раз и знала основные места: Отогар (автовокзал), Мейдан (центральная площадь с множеством торговых улочек и ресторанов), "Форум" (крупный торговый центр). На автовокзалах Турции вместо единой билетной кассы вас встретят с десяток или больше окошек представительств транспортных компаний. Пункты назначения, время выезда, время в дороге и стоимость поездки могут отличаться, поэтому лучше уточнить интересующую информацию в нескольких окошках и выбрать подходящий вариант. В основном на автовокзале можно изъясняться на английском.

Вышла не на той остановке

Каппадокия - это регион, включающий несколько городов. Центр этого региона, где летают знаменитые шары, - Гереме. Чтобы добраться до него, нужно выбрать пунктом назначения Невшехир, так как это административный центр. На вокзале Трабзона я купила билет (350 лир - 9 400 тенге), и так как до отъезда у меня еще было около двух часов, я решила съездить на центральную площадь, чтобы пообедать. Билет на долмуш (местная маршрутка) - 5 лир (130 тенге), поехала на Мейдан. Обед, включающий одно блюдо, салат и напиток, обошелся мне в 70 лир (1900 тенге).

Итак, путь от Трабзона до Невшехира занял около 12 часов. Отправились в 18.00 на комфортном автобусе: экраны на передних сиденьях с фильмами (на турецком), доступен Wi-Fi, проводник разносит напитки, периодически делает остановки на автовокзалах, где можно перекусить и воспользоваться уборными. Обычно в таких автобусах с одной стороны находятся ряды по 2 сиденья, с другой стороны - по 1 месту. При этом билеты продают так, чтобы на соседних сиденьях расположились люди одного пола.

После пяти утра было уже довольно светло, и я заметила вдали воздушные шары в воздухе. Уже сидела в нетерпении, и как только на ближайшей остановке увидела надпись Nevsehir, вышла из автобуса, не спросив проводника. Оказалось, вышла не на той остановке, а надпись обозначала не город, а название местной транспортной компании. Благо, я уже была недалеко, и на такси за 100 лир (2700 тенге) я доехала до автовокзала Гереме.

Долгожданная Каппадокия

Я заранее забронировала хостел. Так как я была без связи и интернета, мне понадобились карты, работающие офлайн, скрины необходимых маршрутов, названия хостелов. Для проживания я старалась бронировать жилье в пешей доступности от автовокзалов. Ночь в восьмиместном номере одного из хостелов Гереме стоила 120 лир (3200 тенге).

Практически все места размещения в Гереме оснащены террасами для наблюдения за воздушными шарами, и я успела полюбоваться ими с крыши хостела. После я отправилась осматривать близлежащие достопримечательности. Прошлась по церкви X века El Nazar Kilise с хорошо сохранившимися фресками на стенах и потолке (15 лир), полюбовалась на долины через биноскоп близ музея под открытым небом. Заблудиться сложно, вдоль трассы есть указатели, да и офлайн-карты помогают. Так как я задумывала свою поездку бюджетной, на воздушном шаре летать не стала, стоимость в июне была 130-150 евро с человека. Возможно, вернусь в невысокий туристский сезон, когда стоимость снижается в 2-3 раза. Мне же пока хватило эмоций от шаров, проплывающих почти над головой в лучах восходящего солнца.

Закат и рассвет я встречала на холме (Sunset view point в Google Maps) недалеко от хостела, за проход нужно каждый раз оплачивать 5 лир (135 тенге). С одной стороны холма панорамный вид на город, с другой - на долины с причудливыми образованиями, над которыми и летают шары на рассвете.

На входе в Учхисар я ощущала себя путником в древности

На следующий день я отправилась по пешему маршруту через Голубиную долину (Pigeon Valley) в городок Учхисар с целью переночевать там и посмотреть на Каппадокию под другим углом. Длина пути - около 5 километров, время - около 2 часов с учетом остановок для фото, а также чтобы поесть тутовник прямо с куста и выпить апельсиновый фреш в атмосферном кафе по дороге.

На входе в город ощущала себя путником, как в древности, проделавшим огромный путь пешком. И атмосфера Учхисара способствовала ощущению древности. Город условно поделен на две части: в одной части живут местные жители в стандартных двухэтажных домиках, а вторая часть полностью туристская и состоит из отелей песчаного цвета (под цвет туфовых образований, раскиданных по всей долине).

Учхисар известен одноименной крепостью, заметной из любого конца города. Вход в крепость открыт с 5 утра до 10 вечера и стоит 50 лир (1340 тенге). С ее вершины можно встретить рассвет. Одна ночь в отличном номере с завтраком и видом на крепость обошлась мне в 350 лир (9400 тенге).

Добралась до отеля только ночью благодаря доброму водителю городского автобуса

Билет от Невшехира до Мерсина я купила за 240 лир (6500 тенге). Ехать около 4 часов. Дорога из Учхисара до автовокзала Невшехира на общественном транспорте с пересадкой - 14 лир (375 тенге). Я научилась пользоваться сайтом для покупки билетов obilet.com. Однако для этого нужен турецкий номер телефона (говорят, что могут позвонить в случае изменения времени отправки автобуса, но за мою поездку ни разу время не меняли), а оплатить можно нашей казахстанской картой.

В Мерсине меня поджидал неприятный сюрприз. Оказалось, что у них два автовокзала - внешний и внутренний. Отель я забронировала около внутреннего, а приехала на внешний. Плюс английским никто не владеет. Добралась до отеля ближе к ночи благодаря доброму водителю городского автобуса, который позвонил в отель, узнал, где они находятся и передал меня буквально в руки ресепшиониста, отказавшись от оплаты за проезд. Он ехал со смены и якобы ему было по пути, при этом мы общались практически жестами. В поездках мне всегда очень везет с людьми, которых я встречаю.

После небольших уютных городков Каппадокии мне стало жутко некомфортно в огромном шумном Мерсине. В местном отеле я провела ночь за 18,61 доллара (9000 тенге, включая завтрак). Еще две ночи на Airbnb.com - 45,14 доллара (21 500 тенге без завтрака). Я потратила уйму времени на изучение карты Мерсина, пыталась выяснить подробности насчет пляжей в местном чате казахстанцев в Telegram, сайт Booking.com отказывался предложить мне варианты проживания даже при включенном vpn.

Другой проблемой оказалась отдаленность пляжей. Поблизости было только 2 открытых пляжа протяженностью метров 40. На одном из них познакомилась с двумя женщинами из Кыргызстана. Они подсказали, как доехать до городского пляжа: надо искать на долмушах надпись Soli Center, доехать до района Мезитли, пляжи начинаются за местной достопримечательностью - древним городом Соли Помпейполис. В этой части города я уже встретила много русскоговорящих: и туристов, и проживающих длительно.

Море было очень теплым, пляж длинный и оборудован всем необходимым, вход в море песчаный, мелкий, удобный, есть где перекусить. Помимо пляжа, я наведалась и в сам Soli Center - небольшой торговый центр. Хоть и бутиков там было немного, но все же случился приятный шоппинг. Мерсин - город беспошлинной торговли, и цены в его торговых точках могут быть ниже, чем в других городах. Я побывала и в крупнейшем торговом центре города - Forum Mersin, он растянулся на несколько кварталов.

В последнее утро в этом городе я посетила пляж Kiz Kalesi (Девичья крепость) в 60 километрах от Мерсина. Сама крепость внушительного размера находится в 200 метрах от берега, что и делает этот пляж необычным. Добралась за 25 лир на автобусе. Если бы я знала, насколько хорош и уютен этот пляж, я бы сразу поехала сюда. Аренда лежака с зонтом на весь день - 30 лир.

Отдельно хочу сказать о безопасности: за всю неделю я не видела вокруг никого подозрительного, ни разу не подходили попрошайки, я без страха оставляла вещи на лежаке, когда уходила плавать в море, ничего не пропало. А еще на этом пляже я попробовала самые вкусные симиты (турецкие бублики с кунжутом)!

Накупавшись в море, я отправилась на внешний автовокзал Мерсина, чтобы сесть на автобус обратно до Трабзона. Билет на сайте obilet.com - 500 лир, с номером телефона помогли новые знакомые. Дорога от Средиземного моря к Черному в уже знакомый Трабзон заняла чуть больше 18 часов. Из Трабзона после перерыва на обед той же дорогой вернулась в Сарпи, перешла границу и оказалась в Грузии. Кстати, на автовокзале Трабзона воспользовалась платной камерой хранения - 5 лир за одно место в час. В другой раз я узнала, что можно бесплатно оставить вещи в камере хранения той компании, где купили билет. На этом мое недельное одиночное путешествие закончилось. Было очень комфортно путешествовать по этой стране, даже без знания языка и наличия мобильного интернета. За все это время на проживание, передвижения, питание и даже небольшой шоппинг я потратила не более 140 000 тенге", - поделилась Айгерим.