Сейчас количество доморощенных блогеров на квадратный метр превышает все разумные пределы. А что же нужно успешному обитателю Интернета для успеха? Правильно, отличные фотографии, чтобы его жизнь онлайн выглядела лучше, чем у других, "серых" людей. Корреспондент Tengritravel.kz Алишер Ахметов решил выяснить, что скрывается за красивыми фотографиями с озер Кольсай и Каинды.
"Нынешний туристский сезон сложно назвать идеальным. На Алаколь билеты практически отсутствуют, Боровое продолжает "радовать" высокими ценами, Каспийское море "конкурирует" с Турцией, но далеко не в плане сервиса. Вот мы и решили с друзьями отправиться на озера, в которых нельзя купаться.
Вообще, в те края рекомендуют ездить с ночевкой. И желательно в будни. Оно и неудивительно, ведь дорога только в один конец из Алматы занимает пять часов. А еще и ехать обратно. И дело не только в приличном расстоянии. Но и в отсутствии нормальной инфраструктуры. Но все трудности с лихвой компенсирует возможность прикоснуться к природе и сделать отличные фотографии. Однако стоит рассказать, к чему еще предстоит "прикоснуться" путешествующим на одни из самых красивых озер в Казахстане.
Все начинается еще в Алматы, откуда нам надо было выехать в 5.30 утра. Я пытаюсь заказать такси до Центрального стадиона, откуда отправляются туристские автобусы. Цена выходит в 1 200 тенге. Надо же, мой турпакет, который включает в себя Лунный каньон, Черный каньон, Кольсай и Каинды, обошелся в 12 тысяч тысяч. Неужели за эти деньги я увижу одну десятую часть красот Алматинской области, даже не выезжая из Алматы? И когда же в городе появится нормальный сервис ночных автобусов? Думая об этом, я беру арендный самокат и добираюсь до места из дома за 800.
Собираем всю группу, разумеется, дождавшись опоздавших (в голове крутится мысль "какого черта я не приехал к шести утра, а ну да, я же не растяпа"), и выдвигаемся в путь. Просто потому, что ехать очень далеко, остановки сокращаются до смешных 20 минут, а само пребывание на озерах - до пары часов. Так и происходило весь путь - едем два часа - санитарная остановка 20 минут - едем еще пару часов - санитарная остановка - еще час - Лунный каньон - еще немного - Черный каньон - еще довольно много - озеро Кольсай.
В плане маршрута все достаточно просто. И довольно скучно, если у вас нет подходящей компании. За время поездки мы перебрали весь казахстанский, российский и даже зарубежный музыкальный репертуар. Обсудили все просмотренные фильмы, я выявил у себя большое культурное отставание, удивительно, сколько фильмов с ДиКаприо и Джимом Керри я еще не посмотрел. Впрочем, в такой поездке вполне можно сократить отставание, правда, интернета по дороге практически нет, так что фильмы лучше закачать на ваши смартфоны заранее. Еще будет нелишним взять наушники, самолетные подушки и притащить свои удобные кресла: 10 часов в автобусе заставили меня серьезно задуматься о проблемах среднего возраста с позвоночником.
Конечно, такой природы, как у нас, нет нигде. Но поставим себя на место зарубежного туриста, поездки к нашим красотам лучше продвигать как экстремальные. И подготовить путешественников психологически. Даже я, привыкший ко всему за годы жизни в нашей стране, которая стремится в топ-30 развитых, после посещения туалетов в нацпарках задумался о посещении специалиста - психолога либо сантехника. И смех и грех. Но один вид санитарных узлов по дороге на Кольсай сразу портит все впечатления от невероятных красот природы. Хотя туалеты по дороге к туристским объектам чиновники из Нур-Султана обещают. Но не сразу, а в перспективе, видимо потому, что в Нур-Султане в этом плане все в порядке и спешить некуда.
Впрочем, посмотрим и на себя. Пока я экспериментировал с фотографиями в каньоне и искал лучшие ракурсы, мой взгляд упал на горы мусора. Наш гид сообщила нам, что сотрудники турфирм регулярно проводят субботники. Но этого недостаточно.
А я вот думаю, такие огромные очереди, спрос есть. Представьте себе, выжидать, будучи 20-м (не забывайте, всего 20 минут остановка) в очереди к висящему над пропастью камню. "Поставить будку, собрать с каждого по 500 тенге, выдать номерки, а может, сразу сделать онлайн-бронирование. Деньги направить на ремонт дороги и уборщиков", - поразмышлял в стиле нурсултанских чиновников я.
Но это мы еще не добрались до Кольсая. Прибыв на место, я обрадовался: "Коронавирус мы победили. Иначе откуда такие толпы людей, не соблюдающих дистанцию и практически лезущих друг на друга". А у всех одна мысль - быстро сделать красивые фото. Чтобы поставить в Instagram. Или хотя бы на аватарку в WhatsApp, кому как повезет.
Жизнь на Кольсае кипит. Озеро заполнено лодками, катамаранами и, как было сказано выше, людьми.
Многочисленных посетителей не смущают ни пыльные тропинки, ни пролетающие мимо всадники на лошадях, ни спуски и подъемы по местным лестницам, нарушающим все вообразимые и невообразимые правила техники безопасности. Впрочем, падать в выходной день ты будешь на мягкое: и сверху, и снизу люди.
Главное - смотреть под ноги. И не наступать куда попало. А у меня новая масштабная идея. Не хуже, чем у чиновников из высоких министерств. Почему бы не собирать с каждого посетителя по 1 000 тенге за вход на озеро и еще по 2 000 - если он решит фотографироваться. Я пишу полусерьезно, сам бы с удовольствием заплатил, просто чтобы не толкаться с другими отдыхающими.
На эти деньги можно привести в порядок дорогу, поставить приличные санитарные узлы, медицинский пункт и спасателей. А пока что здесь процветает дикий и беспощадный бизнес.
Многочисленные палатки с традиционно завышенными ценами, владельцы лодок и катамаранов, которые расталкивают фотографирующихся на пирсах туристов, и табунщики.
А ведь здесь такая красота.
Но достойное количество фотографий мною еще не собрано. Мешают и другие посетители. И отсутствие нормальных проходов вокруг озера: чтобы обойти по берегу и найти лучшие ракурсы и свободные от людей, лезущих в кадр, места, нужно карабкаться по горам и ненадежным мостам, через дебри и чащи.
То и дело я слышу крики гидов, подгоняющих туристов. "Группа компании "Тревел на Кольсай суперкласс Алматы", собираемся через 10 минут", - кричат они путешественникам, фанатически ищущим лучшие виды. А ведь ради этого люди ехали несколько часов. Но и задерживаться долго нельзя. Иначе обратно в город прибудешь среди ночи. Пора дальше двигаться и нам. На озеро Каинды.
Как ни странно, туда ехать было легче, хоть дорога и была хуже. Просто потому, что я уже раскачал свои голосовые связки для пения, заглушающего боль от сидения в автобусе, и научился спать в вертикальном положении. На месте нас встречает туристский поселок с лучшими традициями казахстанского гостеприимства. Я тем временем думаю, как перевести на английский "Не выбрасывайте баклажку в туалет".
И как объяснить нашим зарубежным друзьям, зачем в принципе в туалете нужна баклажка. И что такое баклажка.
Поселок выглядит довольно уютно. Но еду я бы привез с собой.
Другой вопрос в том, что добираться до этих милых юрт у подножья гор нужно через огромную парковку. Но это тоже вопрос восприятия. Туристам, которые не хотят, как я, подвергать свой позвоночник десятичасовым испытаниям тряской в автобусе, прибывают сюда на машинах, она кажется маленькой.
А я, уворачиваясь от внедорожников, вспоминаю культовую фразу из вестерна: "Этот город слишком мал для нас двоих". И мечтаю приехать сюда на танке. Но, может, лучше на БТР, как раз подойдет для местных трасс, их все равно никто не чинит.
Тем временем местное подобие БТР ждет нас возле подъема на Каинды. Немного поспорив о том, называть ли этот транспорт "буханкой" и "таблеткой", мы делимся на небольшие группы и загружаемся в автомобиль. Сложно сказать, под какую музыку в нем интереснее ехать - саундтрек из "Токийского дрифта", "Черные глаза" или "Ветер северный". В любом случае автомобиль достойно справляется с испытаниями.
Мне повезло. В моем углу салона была железная ручка. Остальным пассажирам пришлось держаться друг за друга. Подскакивая на горных виражах, мы наблюдали, как другие "буханки-таблетки" и даже автобусы (разумеется, "Газики") обгоняют нас, застревают где-то на трассе или объезжают нас слева, выполняя невообразимые акробатические маневры.
Наконец мы на точке подъема. Впереди еще полтора километра вверх по горной дороге. Это, конечно, не Бутаковка. Но на Бутаковке у тебя нет такой проблемы, как постоянно обгоняющие слева или справа всадники на лошадях. Довольно прибыльный бизнес - за 3 000 тенге можно доехать до озера верхом. Я решил сэкономить, попутно думая о казы и необходимости проложить на этом подъеме отдельную дорожку для лошадей (лошадедорожку?).
Впрочем, местные виды с лихвой компенсируют необходимость иметь физическую подготовку, чтобы добраться до озера. Ведь, изрядно попотев, ты получаешь уникальную возможность - постоять в очереди на фотографирование, и не где-то, а на уникальном озере Каинды.
Катамаранов и лодок здесь нет (покамест). Но туристов достаточно.
Но мостики и проходы еще сложнее, чем на Кольсае. Чтобы подобраться поближе к торчащим из воды деревьям, мне пришлось пролезть по камням вдоль берега с риском упасть в воду. Вот я и заскучал по лодочникам и катамаранщикам с Кольсая. Они бы возвели тут побольше пирсов и расчистили берег.
Получил ли я незабываемые впечатления? С лихвой. Стоят ли сделанные на Кольсае и Каинды фотографии таких усилий? Стоят. Таких видов, как здесь, нет нигде в мире. Приеду ли я сюда еще раз? Разумеется. Чего здесь не хватает? А с чего бы начать? Включим снова логику наших чиновников. Во-первых, давайте переместим Кольсай и Каинды ближе к Алматы, чтобы у туристов уходило меньше времени на дорогу. Или переместим сюда и даже просто перестанем воровать средства, выделенные на ремонт местных дорог.
Во-вторых, давайте создавать какую-то вменяемую инфраструктуру. Это потребует усилий и государства, и инвестиций со стороны бизнеса. Возможно, поездки на Кольсайские озера подорожают, но это будет лучше, чем сейчас, когда для того, чтобы просто насладиться природными видами, ты вынужден протискиваться через невообразимые толпы людей. В-третьих, все-таки куда уходят все эти налоги? И как организован здесь имеющийся бизнес? Давайте наведем порядок.
Закончу советом. Если вам нужны хорошие фотографии, приезжайте сюда в будни. И выбирайте только одно из озер, поездка на два займет слишком много времени. И возьмите с собой фотографа. Или друзей, которые любят фотографировать и фотографироваться. Такие есть у каждого", - рассказал Алишер Ахметов.