"Танцевали на высоте 5 400 метров". Казахстанец рассказал о поездке в Непал

Астанчанин Куат Болатов - заядлый путешественник и тревел-блогер, который посетил 54 страны. Весной он побывал в Непале, чтобы покорить горную вершину в почти пять с половиной тысяч метров. Он рассказал Tengritravel.kz о том, как выстроить маршрут, каких правил нужно придерживаться при восхождении, сколько времени может занять подготовка и во сколько обойдется путешествие в эту загадочную страну Южной Азии.

Правила въезда

Виза в Непал оформляется по прилете. Пребывание в течение двух недель обойдется в 30 долларов (13 тысяч тенге) - я выбрал этот вариант, на месяц уже дороже - порядка 60 долларов (26 тысяч тенге). Для получения визы можно заранее зарегистрироваться на сайте, заполнив форму, а можно сделать это прямо на месте. Страна в целом открыта для туристов, и поэтому все процедуры простые.

Что касается санитарных правил при въезде, то достаточно было предъявить паспорт вакцинации. На всякий случай мы до вылета сдали еще ПЦР-тест, но его не потребовали. С марта 2022 года уже начались послабления по антиковидным мерам. Ранее требовалось сдавать тест на антиген по прилете, а также при вылете из страны.

Катманду, Непал. Фото ©Куат Болатов

Маршрут

Добраться до Катманду напрямую из Казахстана не получится, наиболее популярны две пересадки - одна через Дубай, другая через Дели. Мы выбрали второй вариант. Купили билеты еще в декабре, когда у авиакомпании проходила акция. Из Дели индийскими авиалиниями долетели до Катманду, этот полет занимает всего полтора часа. В целом мой маршрут выглядел следующим образом: Нур-Султан - Алматы - Дели - Катманду - Дели - Алматы - Нур-Султан.

Так как в аэропорт Индиры Ганди в Дели мы прилетели через международный трансфер, можно было не выходить в город. В этом случае на пассажиров санитарные и прочие требования, предъявляемые в Индии, не распространяются.

Основная цель нашей поездки - восхождение на трек "Кольцо Аннапурны" максимальной высотой 5 416  метров. Путешествие в Непале вместе с покорением гор продлилось примерно две недели. Один день ушел на перелеты. Полтора дня мы находились в Катманду для получения двух видов разрешения. Одно - на вход в природоохранную зону Аннапурны. Второе - специальный документ, где заполняются остановки во время подъема, на русский это можно перевести как "паспорт восходителя". Еще полдня занимает поездка на микроавтобусе по горам, так как скорость довольная низкая из-за рельефа. Оставшиеся полдня мы провели в поселке Бесисахар и уже на следующее утро выехали на подъем.

Жительница поселка Бесисахар

Подъем в горы

"Кольцо Аннапурны" входит в топ-5 самых живописных в мире из-за того, что вокруг всего трека горы семи- и восьмитысячники: Манаслу, Нильгири, Дхаулагири, Аннапурна (I, II, III, IV). Чтобы понять их масштабы, можно сравнить, например, с горами Алматы. У нас, просто посмотрев прямо, можно увидеть верхушки. В Непале, чтобы разглядеть гору полностью, нужно постоянно запрокидывать голову вверх. Я испытывал непередаваемые ощущения, видя такое величие.

За год "Кольцо Аннапурны" проходят порядка 20 тысяч человек. Это последние данные до пандемии, то есть за 2019 год. Из Казахстана тогда приезжали 14 человек. В этом году мы были первыми из нашей страны. А больше всего покорителей из Франции, Израиля и Германии, то есть оттуда прибывают примерно по две тысячи человек в год.

Группа восходителей из Казахстана, начало трека "Кольцо Аннапурны"

Мы начали восхождение на высоте 2 200 метров и на привал в первый день пришли в поселок Чаме на высоте 2 700 метров. Там везде есть гостевые дома. По сути, там проживают сами местные, но хозяева выделяют несколько комнат для туристов. Гостевые дома называются "лодж". Они представляют собой конструкции из дерева, где не предусмотрено отопление, и поэтому в них довольно холодно. Мы спали на кровати в спальных мешках.

Следующая остановка на 3 000 метров - поселок Аппер Писанг. В целом путь устроен так, что весь день идешь наверх и к вечеру немного спускаешься. Это делается для того, чтобы избежать горной болезни. Там же мы отпраздновали мой день рождения. Я попросил повара приготовить торт, и, когда из нашей группы девушка выносила его и пела "Happy birthday to you", другие трекеры, со всех стран, подхватили и тоже начали петь. Всем раздали торт и таким образом весело отметили.

Поселок Мананг

На высоте в 3 500 метров останавливались в поселке Мананг. Там уже справляли день рождения девушки из Ирана. Далее был акклиматизационный подъем на 4 000 метров, где пробыли около часа и спустились. Отсюда уже начинается важный этап восхождения, когда еще внимательнее нужно следить за состоянием здоровья. Так как приближается высота в пять тысяч, а все горы с пяти до восьми тысяч метров называются "экстремальная высота". Для справки, выше восьми метров - "зона смерти". То есть уже большие риски развития горной болезни.

Самые незначительные ее симптомы - головная боль, потеря аппетита. Если за ней не следить, она может ухудшиться до рвоты, дезориентации в пространстве и ухудшения зрения. Главное "лечение" - быстро сбросить высоту, спуститься вниз. Поэтому мы придерживались правила "иди выше, спи ниже". Когда днем идешь по семь-десять часов, конечно, немного обидно спускать высоту, но это необходимо. После Мананга мы акклиматизировались, постирали вещи, отдохнули. Отсюда уже начинается заметно прохладная погода. Если мы начинали трек в футболках, то из Мананга мы уже выходили в кофтах, перчатках и шапках.

По пути из Мананга в Як Кхарка

Поселок на 4 000 метров называется Як Кхарка. С этой высоты у некоторых начала проявляться горная болезнь, уже заметно чувствовалась головная боль. В Нур-Султане у меня обычно сатурация 100, а при нахождении там она упала до 93, уже ощущалась нехватка кислорода. На 4 200 метров из-за головных болей у многих упало настроение. Чтобы воспрять духом, мы включили музыку на телефоне и минут 20 активно танцевали. Боль как рукой сняло. Это тоже один из законов восходителей: физически подняться не так тяжело, как морально, поэтому важно мыслить позитивно. Помогало еще то, что, пока работал Интернет, мы получали много сообщений с поддержкой от друзей и знакомых со всего мира.

Вид на поселок Мананг

После 4 000 метров связь перестала работать, и последующие три дня ее не было. На 4 500 метров мы уже чувствовали себя хорошо. Поэтому решили, что пойдем ночевать на 4 850 метров в Хай Кэмп. При таком условии, что мы остаемся на этой высоте, на следующий день идти на штурм 5 000 метров мы могли начать не в четыре утра, а в шесть и поспать подольше. Перед этим из Хай Кэмпа мы на полчаса выходили выше, акклиматизировались и вернулись.

В восемь вечера легли спать, на такой высоте уже очень холодно, около -15 градусов. Многим уснуть в таких условиях тяжело еще и потому, что не хватает кислорода и есть ощущение удушья. В шесть утра мы вышли на гору. В целом нужно успеть добраться до вершины к 9-10 утра, так как позже начинаются очень сильные ветра.

Вид на восьмитысячник Аннапурна I

Стоит упомянуть, что из-за развития горной болезни до вершины могут добраться далеко не все. Причины могут быть разные: недостаточная физическая подготовка, психологический фактор, а также просто неожиданная реакция организма. Во время подъема девушка из другой группы, голландка, почувствовала себя очень плохо. Я видел, как она сидела, закрыв лицо руками. Подошел и на английском спросил, что с ней, и ее гид объяснил мне, что она минут 20 так сидит и тоже не отвечает на его вопросы. Потом я спросил ее на голландском о ее самочувствии, и она начала плакать и рассказывать, что она ничего не видит, она напугана. Гид начал через меня просить ее срочно спуститься, так как это означает, что начала сильно проявляться горная болезнь, возможна потеря зрения.

Но девушка категорически отказалась и требовала, чтобы ее потащили наверх. Одна из немецких туристов дала ей две таблетки от горной болезни сразу, и в итоге гид ей помог добраться наверх, быстро сфотографировал и спустил. Так что цель она свою выполнила, хоть и с большим риском для здоровья. Потом на спуске она очень меня благодарила, так как в момент резкого ухудшения самочувствия она смогла воспринять только родную речь и ей смогли помочь.

Перевал Торонг-Ла, 5 416 метров

В 8.30 утра я уже был на вершине 5 416 метров, на привале Торонг-Ла, и дожидался своих ребят. Примерно час мы провели на этом перевале, танцевали под нашу музыку. Потом был "сброс" до 3 800 метров до поселка Муктинат. Там появился интернет, и мы вышли на связь спустя три дня ее отсутствия. Оттуда наняли внедорожник и спустились. В итоге наша группа сделала вывод, что, в принципе, было легко, так как мы готовились заранее. Кто-то бегал, кто-то занимался фитнесом.

Мы уже задумали следующую цель до шести тысяч метров. У нас было два варианта: Эльбрус - высшая точка Европы и Килиманджаро - высшая точка Африки. Мы выбрали Килиманджаро и в начале следующего года хотим ее покорить.

Соратники для восхождения

Нас было пятеро, ребята все проверенные. Парень, который ездил со мной в Египет и Кыргызстан, на Аральское море. Девушка с парнем, с которыми ездили в Мангистау. Парень, с которым ездили в Сайрам-Угам (нацпарк в Туркестанской области). Девушка, моя подруга, с которой были в Исландии, Узбекистане, Кыргызстане и почти по всему Казахстану. Поездку организовал я, на восхождение мы взяли с собой двух шерпов (портеры), это люди, которые несут грузы туристов. Так нам было проще адаптироваться к высоте. В целом этот маршрут можно пройти без гидов и сопровождающих, потому что все трассы и разметки понятны. Везде развешаны подвесные мосты. Непальцы очень открытые и добрые, всегда подскажут, куда идти и что делать.

Поселок Аппер Писанг

Есть разные услуги от сопровождающих. Например, гиды, они там занимаются только проведением экскурсий на разных языках, рюкзаки они не тащат. Цены у них повыше. Есть портеры, которые ведут туристов и несут вещи туристов. А есть шерпы, которые не знают языка и просто помогают с сумками, мы воспользовались услугами двух таких грузчиков. Сдружились с ними в пути, потом очень душевно прощались.

Шерпы

Я себя считаю спортивным человеком, например, смарт-часы показывают, что мой фитнес-возраст - 20 лет. Склонен верить в это, потому что мне на треке было легко. Также важен настрой. Если ваша активность средняя и выше, то можно справиться с треком. Можно и как та голландка в конце просто взять настойчивостью, но это опасно, она могла сильно испортить зрение. В любой момент можно и сойти с дистанции, что рационально, так как здоровье важнее всего.

Расходы

Учитывая стоимость авиабилетов со скидкой, страховки, визы, жилья и питания, транспорта, услуг носильщиков и документов на неделю, в Непале мы потратили примерно по 1 800 долларов (804 тысячи тенге) на человека. Это без экипировки, так как расходы по ней могут сильно разниться.

Во-первых, потому что можно привезти с собой больше или меньше вещей и докупать исходя из багажа. Например, я купил только спальный мешок и палки, остальное у меня было после других походов. Одной девушке из группы, наоборот, почти все надо было покупать на месте. Во-вторых, разбег цен очень большой. Есть спальники за 20 тысяч тенге, а есть за 300 тысяч тенге. Те же палки за 10 тысяч тенге и 70 тысяч тенге. Поэтому каждый выбирает по своим запросам и карману. В целом, покупать или нет, также зависит от того, какой груз намерены везти из дома.

Рекомендации

В горах важно идти своим темпом, контролировать дыхание и пульс. Мы шли группой, но немного растягивались и договаривались, что на обед точно встречаемся на определенной остановке. Вначале шли почти всей группой, а потом по мере набора высоты темп менялся. Например, на последнее восхождение я шел один. Кстати, помимо статистики, паспорт восходителя предусмотрен для того, чтобы отслеживать местонахождение туристов. На каждой остановке мы ставили отметки, а также озвучивали, куда направляемся и следующий перевал, чтобы, в случае если человек потерялся, спасатели знали, в какой окрестности искать в первую очередь. На одном из пунктов проверки мы увидели объявление о без вести пропавшем израильтянине, которого ищут уже два года.

Контрольный пункт

Для туристов без подготовки есть легкие маршруты вокруг Катманду. Например, доступны прогулки на лошадях на высоте до двух - двух с половиной тысяч метров. Две главные ценности Непала - горы и люди. Из четырнадцати восьмитысячников в мире восемь расположены в Непале. А люди здесь просто замечательные: открытые и очень добрые.

Из достопримечательностей в Катманду я бы выделил индуистский храмовый комплекс Пашупатинатх, рядом с ним есть речка, где происходит кремация. В день там сжигают по 70 трупов. Мы все это видели: как моют тела, сжигают, как собирают останки и сбрасывают в реку. Зрелище сильно впечатляет.

Комплекс Пашупатинатх

Непал также будет интересен тем, кто занимается йогой и аюрведой. Там есть много специализированных центров. Мы встретили очень много туристов из Германии, кто ради этого приехал. Также мы успели попасть там на праздник Холи (Фестиваль красок). Кому нравится индийская кухня, здесь могут попробовать похожие блюда, только еще и с добавлением специй из высокогорных трав. Чаи там очень вкусные, тоже из высокогорных растений.

Покхара, город в центральном Непале - мировая столица парапланеризма. Там очень живописный вид.

Катманду, Непал

В страну можно без опасений ехать дикарем. Помимо того, что люди сами очень дружелюбные, многие знают английский, так как это бывшая британская колония. Также и акцент более понятный, чем, например, индийский. Там даже левостороннее движение, как в Великобритании.

Если собирать группу для покорения горного трека, то можно найти специалистов, причем среди казахстанцев. Например, можно поехать с Олжасом, который взял местное имя Саладдин, или Мадиной, которая проживает в Непале, и там ее зовут Мира. Я всю информацию узнавал через интернет, смотрел видео на Youtube и разговаривал с другими тревел-блогерами, которые там были.