Подняться на вершину Эльбруса - мечта многих альпинистов. Его высота составляет 5 642 метра. Это самая высокая точка Европы. Индира Утяпова из Алматы говорит, что формулировка "покорить вершину" неверная. Правильнее сказать "удалось подняться на вершину", поскольку гора сама решает, пустить туриста или нет. Эта хрупкая девушка, мама трех девочек, рассказала Tengritravel.kz, как прошло ее восьмидневное путешествие на вершину Эльбруса:
"Всегда любила горы. Там чувствую себя ребенком - такая магия. Раньше ездила, а не ходила. Мечтала, что когда-нибудь начну "копить" вершины. Ждала, когда подрастут детки. У меня три девочки - пяти, восьми и девяти лет. Я из тех мам, которые посвящают себя полностью детям, когда они совсем маленькие. Для меня материнство важнее собственных интересов.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Вот уже три года, как хожу в горы. В копилке у меня 12-13 пиков. Бывает, что в одно и то же место ходишь несколько раз. Самая высокая точка в Алматы, на которую удалось подняться, - пик Турист. Его высота составляет четыре тысячи метров.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Мужчин в горах больше, чем женщин. Но не считаю, что плохо, если женщина увлекается мужскими активностями. Мужчины ведь тоже пробуют себя в разных сферах: готовят или становятся визажистами. Мы все разные. От этого жизнь и интересная. С самого детства любила игры для мальчишек. И друзей у меня было больше мужского пола. До сих пор так.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Чтобы подняться на Эльбрус, нужно серьезно готовиться: тренироваться, ходить в горы. Живу в Алматы и имею возможность каждое утро ходить в горы. На Медео по лестнице поднималась, на Шымбулак. Параллельно с этим тренировалась в фитнес-клубе.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Об Эльбрусе мечтала давно. Эта гора не может не вызывать интерес. Эльбрус – это высочайшая точка Европы, он включен в список высших точек всех континентов и частей света Земли. Среди семи вершин он технически легче остальных, поэтому многие его недооценивают, однако это далеко не самая простая гора для восхождения.
Конечно, боялась. Но не за себя. За детей. Если что-то пойдет не так, девочки могут остаться без мамы, поэтому очень берегла себя и была крайне осторожной. Когда меня встретил гид, первое, что ему сказала: "У меня трое детей! Мне нужно вернуться домой живой!" Он посмеялся и сказал: "Все будет хорошо". Спросила у него о том, как мы поступим, если погода вдруг станет плохой во время восхождения, развернемся ли мы? Он ответил: "Конечно". Меня это успокоило.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Также пообещала себе, что, если станет плохо (даже если до вершины будет оставаться совсем немного), развернусь и приеду через год пробовать снова. Знаю себя. Поэтому заранее договаривалась с собой, что на горе не буду включать упертость, так как это риск, а дома меня ждут дети. Конечно, не хотелось всей этой истории: шла и молилась - лишь бы мне не стало плохо, лишь бы погода не испортилась. По прогнозу она, кстати, была неидеальной – все дни были грозы, снежные ливни, что делает восхождение очень опасным. Как по волшебству, в ночь, когда мы вышли на штурм, погода была ясной. Думаю, здесь тоже помогли мои молитвы. Мы шли всю ночь, и когда наступило утро, было солнечно. Шли, правда, с ветром, но видимость была отличной.
Сложности при восхождении могут быть разными. В основном они связаны с погодой, которая может резко измениться, из-за чего приходится резко прерывать восхождение и ждать изменений. А бывает, что видимость нулевая, сложно разглядеть рядом идущего человека. Из-за перепадов высот, камнепада, трещин каждый год на Эльбрусе гибнет около 20 человек. Люди проваливаются, срываются со склонов, кто-то из-за плохой видимости уходит не туда - замерзает, умирает из-за остановки сердца.
Фото Индиры Утяповой
Мне было сложно не столько физически, сколько эмоционально, морально. Люди теряли сознание, их рвало. У некоторых настолько болели ноги, что они просто не могли идти дальше, не было сил. Я не испытывала таких ощущений. Думаю, это все благодаря моему фитнес-клубу, где регулярно тренируюсь. Но боялась, что сейчас это начнется у меня. Ведь если так, то придется разворачиваться. А до вершины дойти хотелось – это же мечта.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Совершала восхождение не в группе, одна, но с гидом. Без него нельзя отравляться в такое серьезное приключение. Бывают случаи, когда отчаянные люди идут без профессионального сопровождения. Считаю такой поступок бездумным. Как правило, с ними потом что-то происходит. Даже идя с гидом, нет гарантии, что все будет отлично, а без него вероятность того, что все будет хорошо, в разы падает.
Фото Индиры Утяповой
Сейчас гидов очень много. Нужно тщательно выбирать. Человек должен быть опытным - который водит людей на протяжении долгого времени. Наверное, лучше выбирать через знакомых, тех, кто уже делал удачные восхождения. Либо воспользоваться интернетом - списываться и спрашивать о его опыте.
Если ты совершаешь восхождение в группе и кому-то станет плохо, разворачиваться придется всем. Поэтому решила пойти одна. Повернуть из-за кого-то, когда у тебя есть силы идти дальше, было бы обидно. Была уверена в себе. Верила в то, что получится сделать удачное восхождение.
Если ты идешь с группой, это стоит около 35-40 тысяч рублей (200-230 тысяч тенге). Самостоятельное восхождение с гидом стоит около 90 тысяч рублей (520 тысяч тенге), в эту стоимость не входят перелет и аренда экипировки.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Летела через Бишкек, так дешевле, кроме того, у них есть прямой рейс в Минеральные воды. Оттуда часа четыре на машине до поселка у Эльбруса.
На восхождение уходит семь-восемь дней. У меня получилось так: прилетела в Минеральные воды, добралась до поселка при Эльбрусе, переночевала. На следующий день - первый акклиматизационный выход, у кого-то он на три тысячи метров, у меня он был на 3 500. Гид сказал, что это потому, что в горы хожу регулярно и физически подготовлена. Он шутил, что я маленькая, но крепкая.
Западная вершина Эльбруса (5 642 метра), фото Индиры Утяповой
Затем мы вернулись, заночевали, а на следующий день уже с вещами отправились в лагерь на высоту почти четыре тысячи метров, откуда делается само восхождение к вершине. В лагере продолжалась подготовка к штурму: снова акклиматизационные выходы на 4 200 - 4 800 метров, тренировки, после всего этого - уже сам штурм вершины.
Один из таких запоминающихся моментов случился, когда однажды ночью в лагере вышла подышать, глянуть на Эльбрус, открылся ли он (чаще он закрыт). Вот вышла – а он стоит в ночи такой величественный, страшный и красивый. Чистое, черное небо и миллионы ярких звезд на нем, и они так близко – будто можно рукой дотянуться. Стою, смотрю на эту красоту, а Эльбрус будто говорит мне: "Все, что у вас там внизу, вся ваша суета, возня – это не важно, есть только я, небо и звезды. Мы здесь навечно". Это один из самых впечатляющих и запоминающихся моментов из моего невероятного путешествия.
Восхождение на Эльбрус - самое захватывающее, что со мной происходило. Там испытала столько эмоций, сколько не испытывала никогда. Не беру в расчет, конечно, рождение детей.
Западная вершина Эльбруса (5 642 метра), фото Индиры Утяповой
Если вы действительно мечтаете об этом – делайте. В дерзости есть гений, сила и волшебство. С этим согласна на сто процентов. Главное, включать голову и, конечно, готовиться. Если вы нерегулярно занимаетесь спортом, то начните заниматься за полгода до восхождения. Приучите организм к физическим нагрузкам, выработайте выносливость. Если занимаетесь – это здорово. Вообще считаю, что спорт должен быть в жизни каждого человека вне зависимости от того, собираешься ли ты делать восхождение или нет. Спорт – это не только красивое тело, это здоровье и хорошее настроение", - рассказала Индира Утяпова.