Тревожные новости для пассажиров авиакомпаний представлены в исследовании ученых из Университета Рединга. Согласно выводам, с каждым годом стремительно растет опасность, из-за которой происходит большинство травм в полете, а также поломки самолетов и даже смерть туристов на борту. Речь идет о сильной турбулентности. Британские исследователи обнаружили, что сильная турбулентность увеличилась на 55 процентов с 1979 года и, вероятно, станет еще более распространенной по мере нагревания планеты, передает Tengritravel.kz со ссылкой на Тourprom.
Глобальное потепление, по данным исследования, приводит к нарушению реактивного течения – узкого потока быстро движущегося воздуха, по которому летают самолеты, чтобы получить прирост скорости. В итоге ежегодно десятки тысяч самолетов сталкиваются с серьезной турбулентностью, стоимость которой для мирового авиационного сектора оценивается в один миллиард долларов США из-за травм, структурных повреждений самолетов и задержек рейсов.
Это видно и на бытовом уровне: все больше и больше пассажиров снимают на свои смартфоны ужасающие кадры экстремальной турбулентности, из-за которой столовые приборы взлетают под потолок, а оказавшиеся на ногах пассажиры и даже бортпроводники рискуют "полетать" по салону. Именно внезапная турбулентность оказывается причиной большинства травм у пассажиров, а иногда дело может дойти и до летального исхода.
"После десяти лет исследований, показывающих, что изменение климата приведет к увеличению турбулентности ясного неба в будущем, у нас теперь есть доказательства того, что это увеличение уже началось", - заявил автор исследования профессор Пол Уильямс.
Он призвал инвестировать в усовершенствованные системы прогнозирования и обнаружения турбулентности, чтобы не допустить более ухабистых полетов в ближайшие десятилетия.
Как пояснили исследователи, некоторые виды авиационной турбулентности возникают в четко определенных местах, например, над горными хребтами или вблизи конвективных штормов и их в значительной степени можно избежать. Но есть особый тип турбулентности, называемый турбулентностью ясного неба (CAT), и он невидим и возникает, когда встречаются тела воздуха, движущиеся с разными скоростями. Его трудно наблюдать до траектории движения самолета с помощью методов дистанционного зондирования и сложно прогнозировать авиационным метеорологам. Зону этой турбулентности лучше всего обнаруживают сами пилоты уже по факту и сообщают по рации о ее местонахождении.
При этом для упомянутого исследования команда Университета Рединга проанализировала атмосферные данные за период с 1979 по 2020 год, чтобы выяснить, начали ли зоны такой турбулентности увеличиваться.
"Мы использовали набор данных под названием ERA5. Этот набор данных содержит информацию о прошлой атмосфере, например о температуре и скорости ветра, которую мы использовали в качестве основы для этого исследования", - рассказал автор исследования Марк Проссер, метеоролог из Университета Рединга.
По его словам, в набор попадает информация, автоматически записанная с самолетов, а также данные со спутников и метеозондов.
В итоге выяснилось, что над Северной Атлантикой – одним из самых загруженных маршрутов полетов в мире – общая годовая продолжительность сильной турбулентности увеличилась на 55 процентов с 17,7 часа в 1979 году до 27,4 часа в 2020 году. Умеренная турбулентность увеличилась на 37 процентов с 70,0 до 96,1 часа, а легкая турбулентность увеличилась на 17 процентов с 466,5 до 546,8 часа. Также эксперты обнаружили, что наибольший рост наблюдался в США и Северной Атлантике, но и на других загруженных маршрутах полетов над Европой, Ближним Востоком и Южной Атлантикой также замечен значительный рост турбулентности. Причем в северном полушарии наблюдался больший рост CAT, чем в южном, что "требует дальнейшего исследования".
"Исследование представляет собой лучшее доказательство того, что турбулентность ясного воздуха увеличилась за последние несколько десятилетий в соответствии с усилением глобального потепления", - подводят итог эксперты.
Связь они пояснили следующим образом: "Турбулентность ясного воздуха (CAT) возникает из-за сдвига ветров и поэтому тесно связана с реактивными течениями, которые представляют собой быстро текущие полосы ветра, распространяющиеся вокруг мира. Глобальное потепление означает быстрое потепление самого нижнего слоя атмосферы, в котором мы живем, называемого тропосферой. Увеличение выбросов парниковых газов удерживает тепло, которое обычно выбрасывается в верхний слой, в стратосферу в тропосфере. Поэтому стратосфера охлаждается со скоростью, аналогичной потеплению тропосферы. Это создает сильную разницу температур по вертикали в атмосфере. Более сильный вертикальный градиент температуры приведет к более сильному и хаотичному реактивному потоку. Поскольку реактивные течения становятся сильнее, они становятся более хаотичными и нестабильными, а количество столкновений с CAT увеличивается".
Они также напоминают, что предыдущие исследования Университета Рединга показали, что самолеты столкнутся с в два-три раза более сильной турбулентностью при ясном небе, если выбросы не будут сокращены.
Исследование опубликовано в Geophysical Research Letters.
Напомним, в марте 2023 года десять человек пострадали во время сильной турбулентности на рейсе в Лиссабон.
В январе прошлого года семь пассажиров получили травмы и ожоги во время рейса Ташкент – Алматы. Самолет попал в зону турбулентности.
Ранее о видах турбулентности рассказали эксперты.
Өте маңызды да шұғыл жаңалықтар қазақша мына жерде – Massaget.kz сайтын оқыңыз!