"Я чувствовала себя принцессой". Алматинка о работе на нефтяном танкере

Алматинка Гаухар Бекжан сейчас является студенткой 4-го курса Казахстанской морской академии на базе Казахстанско-Британского Технического университета по специальности "Морская техника и технологии. Судовождение". Она недавно завершила практику на нефтяном танкере компании Chevron Shipping Company. На страницах Tengritravel.kz 20-летняя девушка рассказала о своем опыте.

"Когда я была маленькой, моей любимой героиней была русалочка, и я мечтала ею стать. Море всегда меня звало. К тому же у меня огромная тяга к путешествиям, и я думала, что эта профессия позволит мне объездить весь мир.

Как-то в 10 классе, я попала на презентацию в КБТУ. Услышав про факультет, где учатся 27 отборных студентов, которые разъезжают по всему миру, я загорелась этой идеей. Всегда мечтала о путешествиях. Тем более профессия моряка - довольно мужская, а у меня мужской склад ума и сильный характер. Поэтому мне это было близко. Помимо ЕНТ, я прошла внутренний отбор, состоящий из теста на знание английского языка, математики и личного собеседования с кандидатом. 

У нас на факультете положено пробыть 12 полных месяцев в море. На 1-м курсе нас всех отправили на парусник Eendracht. Перед этим мы проходили в Роттердаме курсы выживания на воде, первой медицинской помощи и пожаротушения.

Успели не только поучиться. Мы погрузились в незабываемую атмосферу свободы Роттердама, смогли посетить Амстердам, посещали культурные объекты, не забывая о ночной жизни этих городов. Пропитались исторической и современной атмосферой этих двух мегаполисов.

На паруснике мы провели один месяц. Это мое первое путешествие, которое я до сих пор вспоминаю с теплотой.

Там было все: дружба, первая влюбленность, приключения с киношными закатами и рассветами.

На Eendracht наш маршрут стартовал с Канарских островов, точнее с острова Лас-Пальмас. Следующий порт был в Португалии на Азорах. Это невероятно зеленый остров с изменчивой погодой. Помню, как убегала через джунгли от проливного ливня, пытаясь укрыться в заброшенном строении.

Отплыв от этого чудесного острова, мы направились в Бельгию, порт Остенде. И финальным пунктом назначения был опять-таки Роттердам.

На 3-м курсе студентов также отправляют на практику в разные компании. Самой престижной из возможных считается Chevron Shipping Company и практика на одном из их танкеров (VLCC - Very large crude carrier). Выбирают студентов с самым высоким показателем успеваемости, определенными личными характеристиками, хорошей физической подготовкой.

Отбор проходят всего четыре человека - два палубных офицера (deck officers) и два технических офицера (engineering officers). Поскольку каюты двухместные, попадают либо два мальчика, либо две девочки. Из девушек претенденткой была я одна, и возник риск не попасть на эту престижную практику. Однако благодаря усилиям деканата произошел беспрецедентный случай: Chevron сделал исключение ради меня. Я поехала одна девочка с тремя сокурсниками.

Я рада, что попала в компанию, где безопасность на первом месте. На всем корабле большими буквами написано "Safety first". На судне предоставляется защитная экипировка на любые случаи: от покраски якоря до спуска в трюмы для хранения нефти. Тренинги по безопасности проводят еженедельно, обсуждается план и составляется чеклист для каждой работы. Конечно, риск всегда остается, но при соблюдении всех регламентов риск минимизируется.

На практике удалось увидеть вживую то, что видела на лекциях и в тренинг-симуляторах. Она меня закалила как личность, поскольку работа на корабле далека от романтики (ее там вообще нет). Это ежедневный труд, требующий физической выносливости и максимальной концентрации и ответственности. Я научилась ценить каждый момент на суше, проведенный в кругу семьи и близких друзей, - этого очень не хватает и это самое тяжелое в этой профессии. Скучала по нашим прекрасным заснеженным горам, скверам и летникам, интересным людям.

Моими основными задачами были обучение и получение опыта. Делала все: красила поверхности, подвергающиеся коррозии (якори, цепи, палуба, люки и так далее), оперировала гидравлическими машинами для якоря или же швартовых веревок, проводила офицерскую инспекцию объектов безопасности согласно морским регламентам: проверяла огнетушители, спасательные лодки, шлюпки, подъемные краны, грузовые отсеки. Вся эта работа делалась, чтобы получить первый опыт офицерской работы.

Также были вахты. На них я занималась проверкой маршрута различными методами: звезды, солнце, GPS, радар, земные ориентиры вроде маяков и вышек. Помимо этого, выполняла отслеживание морского трафика и осмотр вод (чтобы не пропустить цели, которые не видит радар, деревянные лодки, мусор, который может запутаться в пропеллере). Также я ассистировала со швартовкой корабля, выполняла наблюдение за присоединением шлангов для перекачки нефти, проверку герметичности, включение главных насосов, наблюдение за процессом разгрузки и погрузки нефти и ежечасное заполнение бортовых погрузочных журналов.

Говоря про параметры корабля - 336 метров в длину (на 12 метров длиннее Эйфелевой башни), 60 метров в ширину (длина моего первого парусника). В высоту примерно семь этажей вверх и пять этажей вниз - в машинное и грузовое отделения.

На танкере я несколько раз посетила Сингапур, была под впечатлением.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Gaukhar Bekzhan (@gausau)

Также мы один раз вышли на берег в Панаме. Но сам корабль заезжал во множество стран и различных портов в этих странах. Напишу свой маршрут на английском: Khor Fakkan (UAE), Jebel Dhanna (UAE), Al-Shakheen (Katar), Ras-Tannurah (Saudi Arabia), Map Ta Put (Thailand), Juaymah (Saudi Arabia), Long Beach (USA), Charco Azul (Panama), Quingdao, Dalian (China).

В порты танкер не заходил. В основном швартовались у буйка в пяти морских милях от берега. В этом посте я рассказываю, как происходила одна такая разгрузка в тайском порту. Если вкратце, к танкеру тянут резиновую трубу от терминала, через которую и загружается "черное золото". Но это очень рискованный процесс, одна искра - и может произойти непоправимое.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Gaukhar Bekzhan (@gausau)

Один из признаков, который я вывела для себя, того, какую морскую компанию можно считать безопасной, - это присутствие всех частей тела и наличие всех пальцев у матросов. Нередко последних не достает, так как возможность их лишиться представляется почти каждый день.

Вокруг меня все время была немая гладь воды, и поэтому особенно запомнился такой яркий момент, когда я увидела морское свечение - вся поверхность воды светилась. Это было ночью и магически красиво. Хоть я и понимала, что причиной этому явлению был фосфоросодержащий планктон, я чувствовала себя диснеевской принцессой. Также я видела дельфинов и любовалась небом, которого никогда не увидишь на суше: в нем можно разглядеть все созвездия и найти свой путь.

Я проходила практику на танкере с 15 сентября 2019 до 3 мая 2020 года, это очень долго. Планировалось прибытие домой в марте, но из-за коронавируса экипаж застрял еще на два месяца. Все порты были закрыты, и авиаперелеты отменены. Опыт восьми месяцев с отсутствием возможности ступить на сушу оказался очень тяжелым. Тут люди за месяц сходили с ума, сидя дома с интернетом и семьей, а я была изолирована с 40 коллегами-мужчинами на 330-метровом судне в открытом океане, где за тысячи миль - ни души.

У меня появились друзья из команды, которые меня поддерживали и старались поднять настроение. И я была на связи с моей семьей. Интернета давали всего один гигабайт на месяц. Я тратила весь интернет-трафик на ежедневные разговоры с ними.

На танкере всегда витает рабочая атмосфера. Я ощутила теплое отношение и искреннюю поддержку со стороны международной команды. Кто-то относился по-отцовски, кто-то по-братски. В сообществе мореплавателей довольно много женщин, занимающих должности высоких рангов: капитаны, главные инженеры, старпомы и так далее. Это красивые, сильные и независимые женщины, о которых никак нельзя сказать "женщина на корабле - к беде".

В феврале, когда пандемия только началась, мы были в Китае, выгружали нефть. Мы были первыми испытателями мер безопасности по защите от инфекции. Все было стандартно: раздали маски, санитайзеры и соблюдалась дистанция, ничего необычного. Поскольку у нас на корабле свой микроклимат, людей извне проверяли на температуру и они были в средствах индивидуальной защиты.

Сама не болела, смогла вернуться домой. Но беда не обошла мою семью. Я потеряла близкого человека, своего дедушку. Когда у меня были сомнения насчет выбора профессии, меня поддерживала вся семья, но мой ата был для меня самым главным ориентиром и примером.

Наверное, он и повлиял на мой выбор, так как в детстве я хотела идти по его стопам. Дедушка был боевым офицером, генералом авиации. Зная то, как он мною гордился, я преодолевала любые преграды.

Я бы хотела попасть на круизный лайнер третьим офицером. Если по какой-либо причине не смогу ходить по океанам, рассматриваю получение совмещенной социальности, оставаясь в морской индустрии. Сейчас собираю материал и готовлюсь к защите дипломной работы", - поделилась Гаухар Бекжан.