Маршрут 204

Описание: BS 28 - ГЭС-1 - Большое Алматинское озеро (БАО) - Гидрометеопост - перевал Озерный. Спуск по пути подъема (часть маршрута находится в погранзоне, действует пограничный режим).

Начало пути: BS 28 ("ГЭС-2")

Общее время: 2 дня

Общая протяженность: 24.45 км

Категория: средний трекинг

Высшая точка: 3520 м

Общий подъем: 2380 м

Координаты: 43.14239, 77.00433

Сезон: май - октябрь

Поскольку почти все маршруты Большого Алматинского ущелья начинаются с этой точки, мы условились называть ее Bus Stop 28 (BS 28, остановка автобуса № 28). В дальнейшем это участок прямолинейно идет до ГЭС-1 и далее до Большого Алматинского озера (БАО) и в описании мы будем пропускать это участок, так как он одинаков для всех последующих маршрутов. А здесь подробно опишем и будем ссылаться на этот маршрут.

Путь в долину начинается с юго-западной окраины Алматы, от микрорайона "Орбита", где останавливаются автобусы маршрута №28, идущий вглубь Большого Алматинского и Проходного - относительно параллельных друг другу - ущелий.

Конечная остановка автобуса №28 (43.08299, 76.97579) - крайняя точка отсчета маршрутов по этим ущельям.

Маршрут BS 28 ("ГЭС-2") - до ГЭС1. Начало - это конечная остановка автобуса №28. Представляет собой большую развилку, разделяющую ущелья Большое Алматинское и Проходное. В западном направлении уходит дорога в Проходное ущелье к курорту "Алма-Арасан". От ГЭС-2 до ГЭС-1 - около 7 км. Подъем некрутой. Дорога идет вдоль Большой Алматинки, то приближаясь к ней вплотную, то далеко отходя от нее. Справа по ходу - крутой склон, густо заросший смешанным лесом, кустарником и скальными выходами, слева по ходу - река Большая Алматинка. Весь путь до ГЭС-1, если идти по дороге, никуда не сворачивая, занимает часа 2-2,5. Далее дорога поворачивает круто налево, через мост и далее серпантином уходит на склон. Это место называется ГЭС-1 (43.07914, 76.979060) или условно начало трубы.

Там находятся небольшие строения и жилые дома.

Строения находятся перед перегородившей долину древней мореной, по крутому склону которой прямо вверх тянется трубопровод с Большого Алматинского озера. Вдоль трубы - металлическая лестница, ступеньки и перила которой сварены из толстой арматуры. Лестница значительно облегчает крутую часть подъема вдоль трубы. Там, где склон выполаживается, нужно перейти на тропу, которая выведет на дорогу, ведущую к Большому Алматинскому озеру.

Если выбрать путь идти вдоль или по трубе, дорога сокращается до 4 км до озера. Если же идти по дороге, серпантином около 10 км и намного положе, чем тропа, которая пересекает эту дорогу в нескольких местах. По пути проходим горный приют "Альпийская роза".

От "Альпийской розы" дорога выводит еще на один моренный вал, за которым уже будет Большое Алматинское озеро (БАО).

Направо, в западном направлении, уходит дорога на перевал Жусалы-Кезень (3337 м) и Большой Алматинский пик (БАП).

По этому маршруту необходимо двигаться прямо по ущелью по восточному берегу БАО.

Если идти верхней дорогой, то придется пересечь грандиозный разлом, протянувшийся вдоль склона пика Каныша Сатпаева (Советов). Перед разломом и за ним - хорошие места для стоянок, родники. От озера до разлома - час-полтора ходьбы. С южной стороны разлома от дороги уходит тропа на пик Сатпаева, 4100 м (43.03756, 77.00360).

Продолжая путь по дороге, петляющей между холмами старых морен, можно найти хорошее место для ночевки возле родника.

Через 2-2,5 часа ходьбы от верхней границы леса река Озерная разделяется на два потока. Отсюда на севере видна бесснежная вершина пика Сатпаева (с южной стороны снег стаивает даже зимой). На восток уходит тропа к перевалу Туристов ,4100 м (42.99953, 77.02128). На юге - перевал Озерный, 3520 м (42.96471, 77.01390).

Отсюда до домика снеголавинщиков, стоящего на самом перевале, около двух часов ходьбы.

С седловины тропа уходит на реку Чон-Кемин, через границу с соседним Кыргызстаном, и дальше - на Иссык-Куль. Но на текущий момент пересечение границы запрещено.

Спуск по пути подъема.

Маршрут - двухдневный, ночевка - на границе леса.

Можно скачать карты маршрутов на смартфон, также есть возможность скачать карты в форматах для специальных навигационных приложений и гаджетов, например Google Earth, Garmin, которые позволяют пользоваться картами в режиме офлайн.

Маршруты для навигаторов:

Загрузить маршрут в GPX формате

Загрузить маршрут в KML формате

Материал подготовлен с использованием информации из авторского произведения Жунусова Б.А. "Маршруты Заилийского Алатау" (#baglanz)