Назван оптимистичный прогноз по возобновлению полетов в Казахстане

ПОДЕЛИТЬСЯ

©Tengrnews.kz ©Tengrnews.kz

По оптимистичному сценарию полеты в Казахстане могут возобновиться с 15 мая. Об этом заявил управляющий директор по логистике и международному сотрудничеству АО "ФНБ "Самрук-Казына" Канат Алпысбаев, передает корреспондент Tengritravel.kz.


Иконка комментария блок соц сети

По оптимистичному сценарию полеты в Казахстане могут возобновиться с 15 мая. Об этом заявил управляющий директор по логистике и международному сотрудничеству АО "ФНБ "Самрук-Казына" Канат Алпысбаев, передает корреспондент Tengritravel.kz.

Он сообщил о ситуации в авиакомпаниях. По данным "Самрук-Казына", в авиакомпании "Эйр Астана" ожидается снижение годовых доходов на 140 миллиардов тенге, или на 33 процента от плановых показателей. В период март-апрель планировалось осуществить 7300 рейсов, 60 процентов из них было отменено.

Авиакомпания Qazaq Air в апреле-марте планировала 1520 рейсов, из них отменено 70 процентов. Ожидается падение дохода на 6,2 миллиарда тенге, или на 44 процента от плановых показателей за год.

"Но я хотел бы подчеркнуть, что я сейчас говорю о таком оптимистичном сценарии, если авиакомпании смогут начать полетную деятельность с 15 мая текущего года", - сказал Алпысбаев.

"Я думаю, что восстановление займет очень долгий промежуток времени, не менее 1,5-2 лет. И здесь, конечно, важно уже смотреть, как нам поддержать долгосрочный рост, который мы закладываем в наших планах развития. Мы сейчас говорим, что нам необходимо начать работу в рамках Таможенного союза, а именно рассмотреть возможности продления сроков действия льготного тарифа на импорт воздушных судов", - сказал он.

В свою очередь в Комитете гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана сообщили, что сроки возобновления полетов зависят от решения Государственной комиссии, которое будет основано на решении главного санитарного врача.

По данным ведомства, 100 процентов внутренних рейсов и 98 процентов международных рейсов с 1 апреля отменены в связи с чрезвычайным положением.

"Ожидаемые потери операционного дохода авиакомпаний за 2020 год составляют 287,5 миллиарда тенге", - сообщили в КГА.

По данным ведомства, в государственном реестре гражданских воздушных судов РК зарегистрировано 910 гражданских самолетов различного назначения. В их число относят пассажирские, транспортные, самолеты специального применения, санитарные и учебные, исключая суда военного назначения.

Любой самолет, если он не используется, проходит процедуру консервации. Разные самолеты консервируют на разный срок, есть различные виды технического обслуживания - по календарному сроку, по количеству посадок или по летным часам. Каждый тип самолета проходит техобслуживание в индивидуальном порядке. К примеру, пассажирское воздушное судно проходит полное техобслуживание в среднем один раз в 1-2 года.

Крупный азиатский авиаперевозчик возобновит полеты

Корреспондент Tengritravel.kz также обратился в авиакомпании, чтобы узнать подробную ситуацию.

"Эйр Астана"

В Департаменте по корпоративным коммуникациям "Эйр Астаны" рассказали, что авиапарк группы компаний составляет 36 самолетов, 6 из них эксплуатирует авиакомпания Fly Arystan.

Сейчас используются только 2 самолета - Airbus A320neo и Airbus А321neo для рейсов из Западного Казахстана в Европу. 32 борта "поставили на прикол", 21 из них находится в Алматы, 11 припаркованы в Нур-Султане, два борта помещены на С-чек (сложная форма техобслуживания) за рубежом.

©Tengrnews.kz

Как уточнили в авиакомпании, говоря о ситуации с карантином, когда авиафлот не эксплуатируется, борты проходят сложную процедуру консервации. Самолет нельзя просто припарковать до лучших времен. Есть специальные программы технического обслуживания, например, стандартная процедура парковки (normal parking procedure) в случае, если самолет не поднимается в небо на срок до 7 дней.

Если этот срок увеличивается, воздушному судну необходимо выполнить процедуру хранения или консервации - выключается электропитание, устанавливаются заглушки и чехлы на основные части и узлы самолета (двигатели, навигационные приемники и другие части самолета).

Самый пессимистичный вариант хранения - длительный, когда воздушные суда готовятся к хранению на период от двух месяцев и до года. В этом случае необходимо выполнить большой объем работ - консервация двигателей, в них вместо топлива заливается консервационное масло, двигающиеся части и механизмы покрываются специальной смазкой.

При этом в "Эйр Астане" уточнили, что борты авиакомпании переведены в режим краткосрочной консервации. Все самолеты находятся в состоянии летной годности, в случае необходимости их можно в кратчайшие сроки запустить в небо.

Срок действия авиабилетов Emirates продлен на два года

Авиакомпания SCAT

Представители авиакомпании SCAT рассказали, что карантин создал серьезный кризис в авиационной и туристической отраслях, ведь все регулярное авиасообщение в Казахстане было полностью остановлено в течение двух недель.

До конца марта 2020 года SCAT оставался единственным авиаперевозчиком, который смог сохранить часть направлений внутри Казахстана, в основном в западном регионе. С начала апреля в городах западной части страны также были введены ограничения на передвижение, поэтому авиакомпания приостановила выполнение и этих рейсов.

Припаркованные самолеты на взлетной полосе в одном из аэропортов Австрии, скриншот с видео Youtube.com

На рынке авиаперевозок авиакомпания SCAT работает уже более 22 лет, в парке воздушных судов авиакомпании находятся 22 самолета производства США и Канады. Все суда находятся в собственности авиакомпании, что исключает расходы на выплату лизинговых обязательств, однако существуют расходы на приобретение и аренду авиационных двигателей, приобретение запасных частей и материалов.

В настоящий момент авиакомпания SCAT продолжает выполнять чартерные рейсы, это в основном перевозка гуманитарных грузов и рейсы по репатриации граждан Казахстана.

Сумма затрат перевозчика SCAT только за период простоя судов во время карантина (период март - апрель 2020 года) составила 2,73 миллиарда тенге.

"Если оценивать общие убытки авиакомпании за вышеуказанный период, в целом цифра увеличивается в разы. Налоговые и другие обязательные выплаты, поддержание летной годности воздушных судов, возвраты стоимости несостоявшихся перелетов пассажирам, расходы по репатриационным рейсам, выплата заработной платы сотрудникам, расходы по аренде зданий и мест стоянок судов - эти прямые убытки составят более 5,6 миллиарда тенге. Если учитывать не только прямые убытки, но и недополученную прибыль за этот же период, сумма составит более 18 миллиардов тенге", - сообщили в авиакомпании.

Авиакомпания Qazaq Air

В свою очередь в авиакомпании Qazaq Air рассказали, что парк компании составляют пять самолетов De Havilland Dash-8-Q400NG. Средний возраст самолетов составляет 3,5 года. До введения режима ЧП в Казахстане и закрытия аэропортов все самолеты выполняли регулярные внутренние рейсы. Однако с 22 марта по причине пандемии COVID-19 были прекращены все внутренние перелеты в Казахстане, поэтому весь флот находится в режиме вынужденного простоя.

Припаркованные самолеты на взлетной полосе в одном из аэропортов США, скриншот с видео Youtube.com

Авиакомпании продают билеты на рейсы с 1 мая в Казахстане

Все самолеты были помещены на авиабазе в Нур-Султане. Время хранения всех самолетов авиакомпании без действия составляет 180 дней. Было принято решение не консервировать воздушный флот авиакомпании, и был предложен альтернативный метод - еженедельно производится запуск двигателей и осуществляется проверка основных систем бортов. В данной ситуации эту меру посчитали самой эффективной.

Что касается расходов по техническому содержанию самолетов во время простоя, как сообщили в авиакомпании, их нет, но есть затраты по аренде ангара и мест для стоянки.

Фото©Турар Казангапов

Время покинуть флот

В IATA прогнозируют, что сложившаяся ситуация приведет к тому, что авиакомпании начнут досрочно выводить свои старые самолеты.

Например, Delta Air Lines досрочно откажется от полетов на MD-80, MD-90 и некоторых Boeing 757 и Boeing 767. Компании KLM и Qantas ускорили вывод авиагиганта Boeing 747. Списанные авиалайнеры отправляются на специальные аэродромы на длительное хранение. Они пойдут на металлолом и станут источником запчастей для самолетов, которые находятся в строю.

Самолеты в ожидании снятия карантина в одном из аэропортов США, скриншот с видео Youtube.com

Интересный факт
Более 700 самолетов списывают каждый год. Около 90 процентов деталей таких самолетов могут быть использованы повторно. Согласно статистике международной ассоциации воздушного транспорта IATA, 15 000 коммерческих самолетов были списаны с 1980 по 2015 годы, средний возраст выхода на пенсию грузового воздушного судна составляет 32,5 года, а для пассажирского воздушного судна - 25,1 года.

Что касается национальных перевозчиков, авиакомпания "Эйр Астана" планирует вывести из флота все самолеты Boeing 757 и Embraer Е190 первого поколения. Воздушный флот авиакомпании Qazaq Air оказался самым молодым в Казахстане, в их распоряжении три самолета 2015 года выпуска и два самолета 2019 года выпуска. Старые самолеты в парке перевозчика отсутствуют, авиакомпания списывать самолеты не планирует.

До пандемии COVID-19 в мировом воздушном пространстве непрерывно находились до 20 тысяч самолетов. Что касается мировых авиагигантов, в США авиакомпания Delta Airlines "поставила на прикол" более 600 самолетов (это половина парка авиакомпании) и ускорила списание старых самолетов Boeing 767 и MD-88/90.

В Австралии авиакомпания Qantas временно приостановила эксплуатацию 150 самолетов, таких как Boeing 747, Boeing 787 и Airbus A380. Ведутся переговоры о парковке этих самолетов с аэропортами и правительством.

Припаркованные самолеты Lufthansa на закрытой северо-западной ВПП аэропорта Франкфурт, ©twitter.com/lufthansaNews

Немецкая Lufthansa Group снизила до 90 процентов количество пассажирских мест на дальние маршруты. Перевозчику пришлось отменить в общей сложности 23 тысячи рейсов с 29 марта по 24 апреля.

Потери авиации

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценила убытки авиации в области пассажироперевозок в 2020 году в 252 миллиарда долларов.

TengriTravel
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная