Почему вокзал Петропавловска принадлежит России и сколько Казахстану за это платят

Петропавловский вокзал - один из самых старинных в стране. Однако несмотря на то что он расположен в Казахстане, владеет им российская компания - АО "РЖД". Tengritravel.kz со ссылкой на Петропавловск.news объясняет, почему вокзал крупного казахстанского города находится в российской собственности.

Ровно 129 лет назад 11 июля на станцию в Петропавловск прибыл первый поезд. С этого момента началась не только история здешней железной дороги, но и сам город получил новый толчок развития.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Строительство железной дороги началось еще в мае 1891 года. Согласно исторической справке, первое здание железнодорожного вокзала в Петропавловске строили в два этапа, первый из которых завершили в 1895 году. А полностью строительство здания закончили в 1904-м.

Сам старый вокзал до сих пор сохранился и является памятником архитектуры. Правда, сегодня уже не выполняет свое первое предназначение, но отреставрированное несколько лет назад здание до сих пор встречает пассажиров и является служебным помещением и багажным отделением.

Новое здание вокзала в Петропавловске было построено в 1966 году. Больше чем за полвека здесь проводили только текущие ремонты. Естественно, строение обветшало, устарело во всех смыслах этого слова. А зал ожидания больше напоминал рынок, заставленный всевозможными ларьками, и не мог вмещать увеличившийся за это время поток пассажиров. Зданию нужен был основательный ремонт, который начался весной 2018 года. За три этапа здесь поменяли буквально все. А от старого здания остались только стены.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Сейчас в зале ожидания убрали все киоски, сделали огромную пристройку, откуда открывается панорамный вид на привокзальную площадь. Количество сидений для ожидающих увеличили фактически вдвое. В здании наконец-то появились эскалаторы и современные лифты, а пройти на первый путь теперь можно не только через здание вокзала, но и просто через ворота, которые практически все время открыты.

Как пишет издание, ремонт вокзала Петропавловска проводился за средства ОАО "Российские железные дороги" и обошелся предприятию почти в 3 миллиарда тенге. С 1 января 2017 года Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги работает в Республике Казахстан в качестве филиала ОАО "РЖД".

То, что вокзал в Казахстане по факту является российским, ни для кого не секрет. До недавних пор здесь даже на табло и в билетах указывалось московское время отправления поезда, что создавало неудобство для пассажиров. Даже первая билетная касса "Қазақстан темiр жолы" открылась в Петропавловске только в 2016 году.

С 2018 года на вокзале и на билетах стали указывать местное время, но станция Петропавловск так и остается на российском участке дороги, так как это часть Транссибирской магистрали. Во время распада Советского Союза страны не смогли поделить несколько территорий. За соседним государством остался не только спорный участок дороги на севере Казахстана, но и вокзал.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

У Казахстана с Россией взаимовыгодные обязательства, ведь существует и почти аналогичная обратная ситуация со станциями Локоть возле Алтая и Илецк в районе Западного Казахстана. Этими спорными участками страны пытались обменяться, но в итоге решили оставить все как есть, поскольку сложившаяся за много лет инфраструктура не позволяла произвести этот обмен безболезненно. Как утверждает Петропавловск.news, для Казахстана такое положение дел выгодно еще и потому, что через станцию транзитом проходят составы из России и в Россию. По данным сервиса Adata, уже много лет ОАО "РЖД" ежегодно отчисляет в казахстанский бюджет от 7 до 9 миллиардов тенге.

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Кстати, была раньше у железной дороги в Петропавловске и собственная инфраструктура для ее работников, часть которой до сих пор принадлежит ОАО "РЖД". В микрорайоне около вокзала действовали собственные детский сад "Гулливер", школа, санаторий-профилакторий "Транссиб", больница, дом культуры, стадион "Локомотив". Были даже собственные инженерные коммуникации и пионерский лагерь. Санаторий есть у филиала ОАО "РЖД" до сих пор.

Большую часть объектов социальной сферы РЖД передали на баланс местного акимата.

В КТЖ объяснили, почему задерживаются поезда в Казахстане.