В самый разгар пандемии COVID-19, когда введен карантин и закрыты границы, тысячи казахстанских туристов не могут вылететь на отдых по оплаченным путевкам и не знают, как вернуть деньги за путешествие. Корреспондент Tengritravel.kz попытался разобраться в ситуации.
Как сообщили представители турфирм, 15 апреля 2020 года состоялось отраслевое заседание с участием госорганов, на котором туроператоры предложили ввести понятие "туристский сертификат". Это означает, что клиентам не возвращают деньги, а замораживают их средства у турфирмы, ими они могут воспользоваться для приобретения тура до 31 декабря 2021 года.
Как сообщила директор Kompas Tour Анна Соловьева, сейчас остро стоит вопрос в основном по поездкам, которые были отменены по причине введения режима чрезвычайного положения в Казахстане, это путешествия на период с 16 марта по 1 мая. В этом случае туристам будет предложено изменить время поездки в срок до 31 декабря 2021 года, то есть у туриста есть время перебронировать путешествие на любой момент до этого времени.
По словам генерального директора компании "Tez Tour" в Казахстане Талгата Даирова, туристам стоит подождать разрешения ситуации, по крайней мере, дождаться снятия карантина. До этого момента, по его словам, никаких действий туристские компании по возврату денег, уплаченных за тур, сделать не могут, так как в стране фактически действует ситуация форс-мажор.
Какие авиакомпании возвращают казахстанцам деньги за билеты
"На данный момент возможности полностью погасить задолженность перед туристами нет, тем более карантин не был отменен и о выплатах говорить пока рано. Денежные средства, которые клиент по договору выплатил, были перечислены авиаперевозчикам, отельерам, нужно дождаться снятия превентивных мер, чтобы оценить сумму компенсации с удержанием", - сказал он.
Фото©Shutterstock
"Было предложено закрепить данный алгоритм на госуровне, чтобы хоть как-то помочь турбизнесу удержаться на плаву и избежать тотального банкротства отрасли. К тому же было предложено ввести мораторий на возврат денежных средств туристам, чтобы собрать нужную сумму для возврата, в случае если туристы не воспользуются сертификатом. Поэтому был предложен срок до конца 2021 года," - рассказал Даиров.
Почему возникают проблемы с возвратом денег за отмененные из-за коронавируса авиарейсы
Стоит отметить, что данные меры находятся на стадии рассмотрения, они не закреплены законодательно, хотя один из туроператоров уже начал выдачу подобных сертификатов со своим логотипом.
"Сертификат - письменное подтверждение, разработанное по просьбе агентств, которые сотрудничают с туроператором. В нем будет указана сумма и список услуг, которые за туристом закреплены (перелет, проживание, трансфер), ограничиваясь сроком действия самого сертификата (до 31 декабря 2021 года). Сумма в этом случае закрепляется в валюте без учета изменения курса. К примеру, вы заплатили за тур 380 000 тенге, на момент заключения договора (все данные сохраняются в системе бронирования и в договоре) данная сумма составила 1 000 долларов, на эту сумму будет распространяться гарантия до конца 2021 года," - уточнила Соловьева.
Фото©Shutterstock
Она добавила, что в случае, если турист решил поехать в другую дату, то будет необходимо обратиться в агентство за 2 недели до предполагаемой поездки при условии сохранения маршрута (к примеру, вы бронировали тур в Египет и хотите полететь туда же, но летом 2021 года).
"Если вы решили поменять маршрут, к примеру, бронировали Египет, а хотите полететь в Турцию, то в этом случае обратиться для замены тура нужно за 30 дней до поездки", - предупреждает туристов Соловьева.
В свою очередь в комитете индустрии туризма Министерства культуры и спорта сообщили, что одобрение моратория на выплаты денежных средств маловероятно.
"В этом случае будут нарушены права покупателя. Большинство туристов будут просить возврат денег как можно скорее, и суммы могут быть немаленькие, до 5-7 тысяч долларов. Поэтому расчет только сертификатом мы допустить не можем. Нужно предлагать альтернативу и думать о гражданах. На данный момент туроператоры деньги сразу не смогут вернуть, ведь есть отели, зарубежные партнеры, по которым ситуация непонятная. Но мораторий введен не будет, чтобы не создать негатива среди граждан Казахстана. Каждый туроператор сам принимает решение о возврате средств или переносе тура на более поздний срок. Один из туроператоров ввел эту систему сертификатов, чтобы все было прозрачно и люди не переживали о проплаченной сумме, но принудительно сертификаты вряд ли будут введены", - прокомментировали в комитете.
Ранее сообщалось о том, что туроператоры России выступили с аналогичной инициативой внедрения сертификата. Ассоциация туроператоров (АТОР) составила открытое письмо в правительство, в котором просит заморозить денежные компенсации туристам за отмененные туры до 2022 года, закрепив гарантии депозитными сертификатами.
Ранее Tengritravel.kz сообщал, что, по информации СМИ, 71 авиакомпания приостановила возврат денег за оплаченные билеты, вместо наличных денег перевозчики предлагают клиентам оформить туристические ваучеры, срок действия которых составит от года до 760 дней. Если, как предполагалось, денежные компенсации возобновятся в середине апреля, деньги по решению авиакомпаний будут возвращены туристам в срок от 15 дней до трех месяцев.
Авиакомпании стараются сохранить турпоток и предлагают альтернативу возврату билета и денежной выплате. В частности, авиакомпания Emirates приняла решение продлить на два года срок действия авиабилетов, забронированных до 31 мая 2020 года.
Также ранее сообщалось о том, какие авиакомпании возвращают казахстанцам деньги за билеты и по каким правилам.