Папуа - Новая Гвинея: 7 дней на краю света

Tengri Travel продолжает знакомить вас со странами и городами нашей удивительной планеты, сегодня в материале, созданном совместно с изданием "Мир путешествий" при поддержке компании Tez Tour, мы расскажем о путешествии в Папуа – Новую Гвинею.

Стоянка времени

Наше путешествие в Папуа – Новую Гвинею проходило не только в пространстве, но и во времени: сначала мы прилетели в Сингапур и попали в XXII век и мир научной фантастики, а оттуда в Папуа – век XIX и, положа руку на сердце, даже до нашей эры.

11 часов до Сингапура, шесть часов в порту Морсби, еще час до Хорскинса, далее полтора часа по ухабистой дороге мимо пальмовых плантаций. Люди в шортах и майках идут по дороге, машут руками, для них мы развлечение. И вот, наконец, наш курорт – один мостик, и к нему причалена яхточка.

Гуманитарная помощь поневоле

Зал прилета – это загончик на улице, обнесенный досками и сеткой-рабицей, весь снаружи облепленный детьми. Для них прилеты – как кино посмотреть или в цирк сходить, да и перепадет что-нибудь обязательно. Мы не очень приучены ехать с полными карманами конфет, а вот американцы понимают, куда отправились: надо везти мешок со сладостями и всякой мелочевкой. Пара американцев, им по 66 лет, подготовилась основательно. 

На лицо ужасные, добрые внутри

Через некоторое время, когда мы были уже на яхте, видим, как американка свешивается с бортика яхты и мажет блеском, выдавливая его из тюбика, губы голеньким детишкам-папуасам, приплывшим на каноэ. Детям интересно посмотреть на нас, бледнолицых, как мы живем на корабле. Им обязательно что-то перепадает: кепка, печенье. Приплывают и взрослые – с папайей, бананами, ананасами. Деньги им не нужны, они обменивают фрукты на рис, мыло и хозяйственные вещи. Команда их знает и предупреждает нас заранее: "Не давайте им денег, они их потеряют". И мы отдаем свои кепки. Папуасы очень дружелюбны и жизнерадостны, все время улыбаются, принимают подарки с удовольствием, трогают наши волосы пальцами, щелкают языком от восторга.

Была бы свинка, будет и жинка!

Был у нас один визит в деревню – к австралийцу, проводнику. Он владеет пальмовой плантацией. Надо сказать, это единственный источник занятости для жителей деревни. Наш австралиец производит пальмовое масло на экспорт. Стоят архаичные крутилки, их крутят ногами – так вырабатывается масло. Оно универсальное – для еды и мазаться от солнца. Но на протяжении нашей прогулки по деревне мы так и не встретили ни одной лавки с этим маслом. Хозяин рассказывает о своей жизни, жалуется на расходы, на то, что папуасы не любят работать. "Если к вам приезжают туристы каждую неделю, почему бы не плести сумочки, не разрисовывать маски?" – спрашиваем мы. "Да что-то в голову не приходило, – отвечает австралиец, – да и кто будет все это делать? Папуасы ленивые…"

Кроме его дома, есть еще один большой – он принадлежит женщине, коренной жительнице. Раньше она работала в гражданской авиации Папуа, затем вернулась в деревню, построила дом и живет там теперь с мужем. У остальных жителей хижины допотопные, малюсенькие, пальмовые ветки вместо крыши, циновки на полу. Рядом с каждой копошится десяток детей, тут же свиньи – все в одной куче.

Наш капитан, белый американец, информирует: шкала ценностей такова – мужчина, свинья, женщина. Жен папуасы не ценят вообще, меняют, заводят помногу. Им не очень важны наряды – майку, как правило, носят одну в течение почти всей жизни. Самое же ценное – свиньи, это местная валюта. На них можно выменять все что хочешь, приобрести богатую невесту, дом купить. Быт папуасов простой и непринужденный. Капитан говорит, что в деревне живет две тысячи жителей. "Как считаете, – снова интригует он нас, – сколько кусков мыла у них на всех?" Мы бодро отвечаем: "Один?!" "Нет, ни одного! Но когда мы приезжаем, у них появляется мыло, а потом снова теряется"... Папуасы от этого не страдают. Плавают в море, едят бананы в 20 разных вариациях, рис, курицу и бобы и вполне себе счастливы.

Банановый рай

На нашем кораблике капитан рекламирует поваров. Еда и вправду прекрасная. Банановая, блюд с десяток: жареные бананы, чипсы, со специями, остренькие, на второе в качестве гарнира – тушеные бананы, десерты – кексы, мороженое. Банановый рай! И остальные блюда весьма эстетичны: салатики – что тебе во французском ресторанчике, маленький супчик-пюре, рыба или затейливое мясо. Команда – от капитана до ночного сторожа – сама элегантность, все ежевечерне одеты в парадную белую форму с погонами; разносят еду каждому из нас.

Тропой австралийских бойцов

Под водой лежит самолет, сбитый во время Второй мировой войны в боях японцев с австралийцами за острова Папуа – Новая Гвинея. Австралийцы в той войне понесли большие потери. А теперь они отправляют на остров дотации, поддерживая папуасов, потому как выиграли войну. И до сих пор у австралийцев есть памятная тропа по местам боевой славы. По этой тропе через горы и джунгли бойцы вышли в тыл к японцам, дали сражение и победили. Тропа дикая, труднопроходимая. Сейчас развивается военно-туристское движение: молодые австралийцы приезжают сюда пройти этот маршрут через джунгли, по жарище, преодолевая водные преграды, чтобы потом сказать: путь деда пройден.

Козявочки-модели

Вот уже неделю плывем мы на лодочке по морю Бисмарка. Дайверских лодок, кроме нашей, за все время не встретили ни одной. Морская гладь и островки. Погружаемся по пять раз в день. Как выясняется, все наши искушенные дайверы с тысячей погружений за плечами именно здесь охотно ныряют, чтобы посмотреть на микроорганизмы. Акулами, гигантскими скатами все уже "сыты по горло". Ищем крох. Возникает азарт – место пустынное, все ныряют, давай рыть дно палочками, и абсолютный восторг – выползает козявочка… Все ее фотографируют, снимают на видео, смотрят на это счастье! И даже зрение перенастраивается на поиск пигалиц. У них цвет может быть такой же, как у кораллов, в которых живут. Нам и акул пытались загонять, и шоу устраивали с кормлением, и косяки безумно красивых рыб показывали. Но после Большого барьерного рифа – что такое пять акул?! И мы послушно ждем, когда же вновь сможем заняться мелочью. Рифовые, белоперые, черноперые, серебристые – двухметровые акулы в недоумении расходятся, а публика снова увлеченно выискивает мелюзгу. А как прекрасен ночной дайвинг! В это время козявочки вылезают из-под каждого куста и камушка, и нам категорически не хватало тех 30 минут, которые ограничивают ночное погружение. Невозможно оторваться: тут креветка, там рыба-камень, здесь каракатица, дальше осьминог, мурены… Ну прямо шоу-вечеринка!

Подводные буддисты

В одном месте нас предупредили, что будет френдли-барракуда. "Но пожалуйста, – добавили, – в рот ей руками не лезьте, все-таки это рыба. Все-таки барракуда". Мы посмеялись. Барракуда – по сути дикая, безмозглая морская щука. Она, может, и не укусит, но считается, что она может перегрызть шланг. Обычно они кружат стаями вдалеке от людей, образуя очень красивое закрытое кольцо. Но близко не подплывают. А тут мы нырнули, и прямо под кораблем нас ждет полутораметровая барракуда с телячьими глазами. Одна-одинешенька, "белая ворона" среди барракуд, которую, видимо, все считают странной и в компанию не берут. А она решила: что ж, мне с вами не по пути, глупые хищные щуки. И вот в образе лирической героини по-детски доверчиво ждет нас. Подплывает к каждому и заглядывает в глаза. Ей при этом ничего не надо, она не ждет еды. Всех обходит, знакомится, интересуется, осматривает. Когда мы поднялись, гид сказал, что барракуда долго еще будет плыть за кораблем, а потом будет ждать новую лодку. Странно, что до сих пор ее никто не поймал и не убил, при таком ее буддистском мировоззрении – все животные братья. Несвойственно это барракудам...

А в другом месте обитают такие же черепахи. Мы их кормили. Пустынное море, голодные местные жители, но тем не менее в одном местечке живут три странные морские подружки. Дайв-гид показал коралл, которым они любят питаться. Мы протягивали коралл, черепахи подплывали, вставали на дно задними лапками, передними поднимались и прикасались к твоей руке, в которой был коралл, откусывали его, а затем отталкивались и подходили к следующему – по очереди, все так же стоя на задних лапках. Тоже буддисты.

…Наши семь дней пролетели незаметно. На обратном пути снова маняще сверкал Сингапур – город из фильма "Пятый элемент", в котором разве что такси не летают над головой… Но мы возвращались домой – в свой родной XXI век.

Ольга Лаптева

Самый лучший отдых на популярных направлениях и по приятным ценам от ведущего туроператора Tez Tour.


Партнерский материал