Почему авиакомпании продают больше билетов, чем есть мест на рейсах, объяснил тревел-эксперт, передает Tengri Travel.
Как рассказал Саймон Колдер в Independent, практика продажи авиакомпаниями большего числа билетов, чем имеется мест на рейсах, вызывает возмущение у многих пассажиров. Кажется нелогичным, что авиакомпании, в отличие от театров или спортивных арен, могут продавать одно и то же место несколько раз. Тем не менее такое явление имеет свои причины и даже приносит пользу как авиакомпаниям, так и путешественникам, если управляется правильно.
Почему авиакомпании допускают овербукинг?
Авиакомпании знают, как отметил Колдер, что на большинстве рейсов часть пассажиров не появляется на посадку. Обычно это около 5 процентов от всех купивших билеты. Причины могут быть разные: изменение планов, болезнь, опоздание на рейс из-за пробок или иных обстоятельств. Чтобы минимизировать убытки от пустых мест и увеличить доходы, авиакомпании продают больше билетов, чем мест на самолете. Как правило, они успешно прогнозируют количество no-show-пассажиров, и овербукинг проходит незаметно для большинства путешественников.
"Ежедневно значительное количество пассажиров не является на свои рейсы. Заполняя самолеты и минимизируя количество пустых мест, мы можем снижать стоимость билетов для вас", – отметили представители easyJet.
Чем это выгодно для пассажиров
На первый взгляд, по мнению Саймона, овербукинг кажется несправедливым, однако в нем есть и положительные стороны для пассажиров. Когда авиакомпания продает билеты на "переполненный" рейс, у людей появляется возможность приобрести билеты даже на популярные направления в последний момент. Кроме того, меньшее количество пустых мест на рейсах снижает углеродный след авиакомпании, делая полеты более экологичными.
Фото: pexels.com
Что происходит, если на рейс приходят все пассажиры
Когда количество пассажиров превышает количество мест, авиакомпания обязана искать добровольцев, готовых отказаться от полета в обмен на компенсацию. В Европейском союзе, Великобритании и Северной Америке авиакомпании должны предлагать пассажирам компенсацию в виде денег, ваучеров на будущие рейсы, повышения класса обслуживания или других бонусов. Если альтернативный рейс вылетает на следующий день, перевозчик обязан предоставить гостиницу и питание.
В некоторых случаях авиакомпании начинают поиск добровольцев уже на этапе регистрации багажа или в зале ожидания, но иногда предложение компенсации поступает даже после посадки пассажиров в самолет.
Что делать, если вам отказали в посадке
Если пассажира сняли с рейса против его воли, ему следует настаивать на поиске добровольцев. В соответствии с европейскими и британскими нормами пассажиру должна быть предоставлена возможность перебронирования на другой рейс как можно скорее, даже если это рейс другой авиакомпании. В некоторых случаях перевозчик может предложить альтернативные маршруты, например, авиаперелет до Парижа с дальнейшим трансфером на поезде.
Кроме того, пассажиры, которым отказали в посадке, имеют право на денежную компенсацию, размер которой зависит от дальности полета и может составлять от 220 до 520 фунтов стерлингов (около 150 и 330 тысяч тенге). Эта компенсация должна быть выплачена наличными, если пассажир не согласен на ваучеры с большим номиналом.
Фото: pexels.com
Примеры инцидентов с овербукингом
Недавние случаи овербукинга, связанные с British Airways, вызвали общественный резонанс. В начале сентября 2024 года авиакомпания отказала в посадке 13 пассажирам на рейсе из Пальмы-де-Майорка в Лондон. Позже в том же месяце с рейса Лондон - Марсель были сняты пожилые пассажиры в возрасте за 80 лет, которым не предложили положенную компенсацию. Другие авиакомпании также не раз снимали пассажиров с рейсов, как это произошло с easyJet в 2023 году, когда в семье из 10 человек было разрешено лететь только семерым.
Известный случай с Меган Ридоут, поклонницей Тейлор Свифт, привлек внимание СМИ. Ее сняли с рейса British Airways из Лондона в Лион, которым она планировала лететь на концерт. В итоге ей пришлось добираться в Лион через Марсель, что оказалось весьма изнурительным.
Кто подвержен риску быть снятым с рейса
Хотя авиакомпании обязаны отдавать приоритет людям с особыми потребностями здоровья, пассажирам с собаками-поводырями и несовершеннолетним, летящим без сопровождения, от отказа в посадке никто не застрахован. Впрочем, пассажиры с зарегистрированным багажом имеют больше шансов избежать отказа, так как процесс снятия багажа усложняет задачу для авиакомпании. Некоторые путешественники также считают, что заранее выбранные места снижают риск быть снятым с рейса.
Как избежать отказа в посадке
Лучший способ – выбирать авиакомпании, которые не практикуют овербукинг, например, Ryanair и Jet2. Однако даже они могут столкнуться с необходимостью отказа пассажирам в посадке, если, например, придется заменить самолет на модель с меньшим количеством мест.
Фото: pexels.com
Альтернативные решения
Некоторые авиакомпании, такие как Vueling, заранее предлагают пассажирам компенсации за переход на альтернативные рейсы. Это не совсем овербукинг, но позволяет оптимизировать загрузку рейсов и перепродать места за более высокую цену.
Возвращение к практике standby-перелетов – когда пассажиры ожидают возможность полета при наличии свободных мест – также может быть решением. Эта практика была популярна в конце XX века.
Опыт казахстанцев
Летом в нашу редакцию обратились авиапассажиры с просьбой разъяснить, что такое овербукинг и лист ожидания. Многие из них отметили, что покупали билеты накануне рейса, однако попасть на него удалось не всем. А кто-то выкупил билет, но не смог зарегистрироваться на рейс, так как попал в лист ожидания. В чем причина и что делать, если вы столкнулись с подобной ситуацией, подробнее мы рассказывали в материале.
Ранее вице-министр транспорта Талгат Ластаев заявил о незаконности продажи билетов авиакомпаниями Казахстана больше реального числа мест (овербукинг). Как пояснил Ластаев, авиакомпании, понимая эту норму, применяют данную практику. По его словам, в случае выявления таких фактов авиакомпании привлекаются к ответственности.
К слову, овербукинг может произойти не только в сфере авиапутешествий. С подобным могут столкнуться туристы и в отеле. Детальнее о том, где чаще всего происходит овербукинг, что делать и как предотвратить, мы делились по ссылке.
Читать также: Стало известно, когда откроется новый терминал аэропорта Кызылорды