Город на обрыве: Жаркент с высоты птичьего полета


Всего в нескольких часах автомобильной езды от Алматы, в пределах Алматинской области, можно найти места невероятной красоты. Это могут быть на первый взгляд как не тронутые человеком природные шедевры, так и созданные руками современного или древнего человека сооружения - города или то, что от них осталось. Редакция Tengritravel.kz совместно с Жетысу (zhetysu.travel) считают, что именно поэтому путешествия по Жетысу так захватывают - каждое из них становится чем-то особенным при условии, что вы готовы не только смотреть, но и по-настоящему видеть чудеса вокруг себя.

А чудеса эти не так-то сложно найти, особенно если искать с воздуха. Павел Федоров, автор проекта Epicam (@epicam.kz), посвященного высококлассной аэросъемке различных красот с помощью дрона, знает об этом не понаслышке. На своем внедорожнике Павел объездил, казалось бы, все places of interest Семиречья, и каждое из них снял совершенно по-особому. Как говорит сам фотограф, потенциал нашего региона просто огромен.

"Карантин и тотальная изоляция от всего мира на самом деле дали огромный толчок для развития внутреннего туризма. Я уже давно путешествую на автомобиле по нашему региону и все еще нахожу для себя новые места, ведь Чарыном и Медеу все не то чтобы не заканчивается, а только начинается. Таким оказался Жаркент", - рассказывает Павел.

Жаркент, древний город, а ныне районный центр Панфиловского района, находится всего в трех часах езды по сравнительно новой трассе Алматы - Хоргос. Его название, тоже очень старое, переводится как "город на обрыве", хотя сам обрыв к настоящему времени не сохранился. К слову, одним из доказательств древности Жаркента являются развалины крепостной стены, окружавшей город в незапамятные времена. Известным перевалочным пунктом это место стало еще в Х веке - через него с востока в Казахстан проходил Великий Шелковый путь, в этой же местности велись ожесточенные бои между казахами и джунгарами.

Сегодня автодорога от Алматы до Хоргоса, своеобразный отрезок Шелкового пути, является частью транспортной автомагистрали международного проекта "Западный Китай - Западная Европа". Это трасса первой категории с бетонным покрытием в четыре полосы, общей длиною примерно 300 километров, проходящая мимо перевала Кокпек.

"Жаркент для простого обывателя открыла новая автострада, которая прежние шесть-семь часов страданий за рулем по не самому лучшему покрытию превратила в трехчасовой переезд по красивейшим местам юго-востока нашего региона. Ведь теперь ровная и безопасная дорога позволяет наслаждаться бесконечными красотами нашей родины, а не вилять по дороге, объезжая ямы. Жить стало лучше! По дороге на Жаркент автострада несколько раз пересекает реку Или и несколько песчаных барханов, с нее видно красоты парка Алтын-Эмель - если у вас много времени, можно на несколько дней заехать туда и посмотреть знаменитый Поющий бархан и другие достопримечательности. А еще можно потратить время на крюк в 20 километров и заехать на Красные горы, или Малые Богуты. Ориентира для поворота на них нет, нужно просто отследить этот хребет по карте и свернуть с автобана вправо в степь", - продолжает Павел Федоров.

Но, по словам фотографа, если вы задумали путешествие в Жаркент, то можете вполне уложиться и в один-единственный уикенд. И поверьте, это будет идеальная поездка для фотоохоты.

"На самом деле, все можно успеть и за день, но я бы рекомендовал ехать на два - чтобы с чувством и расстановкой насладиться всеми точками. В самом Жаркенте есть несколько современных и уютных гостиниц. Советую ехать по следующей программе: Алматы - Красные горы - Жаркент - Аулие Агаш - тополиная (или ясеневая) роща - Алматы. Бонусом - сочные шашлычки на центральных улицах, отельчики с весьма демократичным ценником, вкусный воздух и только китайское радио на всех волнах", - делится Федоров.

Главными объектами для посещения в Жаркенте являются три культурных центра. Первый - это Жаркентская мечеть (музей Хон Пик), музейный комплекс архитектуры и искусств, построенный в 1895 году на средства купца Валиахуна Юлдашева по проекту китайского архитектора Хон Пика. По просьбе Юлдашева, мечеть с минаретом высотой 19 метров была построена в китайском стиле, и этим выделяется среди архитектуры региона. Прекрасная деревянная резьба, 52 колонны из тян-шаньских елей, изготовленные без единого гвоздя, полихромная роспись в насыщенных тонах (во внутренних орнаментах встречаются растительные мотивы, арабская вязь, элементы уйгурского орнамента, а также изображения реальных и фантастических птиц, рыб и животных) - все это не только очень зрелищно, но и фотогенично. Особенно если помнить, что в годы советской власти историческое здание мечети, как и многие другие по огромной стране, использовались совсем не по назначению: здесь находились сначала склады и зернохранилище, потом казарма для пограничников, а еще кинотеатр и чайхана. К счастью, в 1969 году было решено возродить храм, реставрация завершилась созданием необычного для того времени музея.

Второй обязательный пункт - музей Кастеева в самом центре Жаркента - располагается в десяти минутах ходьбы от Хон Пик. Галерея, открытая в 2004 году, расположена в историческом здании XIX века и названа в честь знаменитого казахстанского художника Казахстана Абылхана Кастеева, родившегося на территории нынешнего Панфиловского района и долгое время проживавшего в Жаркенте.

Третий пункт - храм пророка Илии, построенный казаками в 1892 году на благотворительные пожертвования и очень напоминающий собой Вознесенский собор. Здание построено из тянь-шаньской ели и стоит на кирпично-известковом фундаменте - как видите, эти материалы позволяют строить буквально на века. Это доказало разрушительное 12-балльное землетрясение 1910 года, от которого храм, благодаря своей архитектурной конструкции, не пострадал. Яркие купола, белые стены, деревянные башенки и множество внешних украшений сберегают внутри себя множество православных святынь, среди которых, например, чтимый верующими старинный образ богоматери "Всех скорбящих Радосте", а также частицы мощей Оптинских старцев и множества других мучеников.

"Давно мечтал увидеть мечеть в Жаркенте, - продолжает рассказывать о поездке Павел. - Одно из самых интересных и красивых исторических зданий в Казахстане. Вообще тот регион богат на достопримечательности - сама мечеть, столетняя казачья деревянная церковь по соседству, старинный базар и, конечно, священное дерево Аулие Агаш - 700-летний карагач. Только представьте себе дерево обхватом 6,5 метра! То есть, если вам за 30, у вас не хватит друзей, чтобы его обхватить неразрывным хороводом - говорят, для этого нужно собраться минимум вшестером. К сожалению, радикально настроенные хулиганы пытались сжечь дерево, но все обошлось - его в буквальном смысле выходили и оно продолжает расти".

700-летний вяз, который вызывает трепет. Священное дерево Киели Агаш

В своих поездках Павел Федоров с товарищами всегда старается собирать мусор - не только за собой, но и в принципе вокруг себя. Для этой компании приехать и очистить от банок и пакетов какую-нибудь симпатичную поляну - обычное дело. Но в Жаркенте эта привычка, ко всеобщему удивлению, не понадобилась - там практически стерильно, причем не только на центральных улицах.

"Я доволен не только чистотой этого места - мне нравится, что постепенно развивается и туристская инфраструктура, и хотелось бы, чтобы культура тоже не отставала. Считаю, что люди, которые это развивают, должны быть стопроцентно вовлечены в процесс туризма или, еще лучше, сами быть туристами. Не хочу никого обидеть, но я уверен, если какой-нибудь министр туризма посетит инкогнито любой популярный туристический объект, он, скорее всего, будет сильно и неприятно удивлен. А так - потенциал у нас бешеный и регион уникальный. Путешествуйте. Фотографируйте. Убирайте мусор", - заключает Павел Федоров.


Похожие статьи

Казахстанцев предупредили о проблеме со справками о ПЦР Казахстанцев предупредили о проблеме со справками о ПЦР
10 советов от путешественников для тех, кто впервые едет в Казахстан
10 советов от путешественников для тех, кто впервые едет в Казахстан
Талхиз и Койлык: как выглядели средневековые города Талхиз и Койлык: как выглядели средневековые города