Из-за эпидемии коронавируса в Казахстане отменили авиарейсы, в результате чего большое количество пассажиров осталось без возможности передвижения и с замороженными у авиакомпаний деньгами. Tengritravel.kz продолжает узнавать, как продвигается процесс возврата средств клиентами.
Как известно, 16 марта в Казахстане ввели режим чрезвыйчайного положения. Из-за этого были запрещены авиарейсы, авиакомпаниям поручили отдавать деньги клиентам. Но из-за большого количества заявок и отсутствия денежных потоков сделать это быстро оказалось невозможным. При этом продажи билетов на авиарейсы несколько раз возобновлялись, и многие казахстанцы, у которых была необходимость в поездке, покупали билеты, ожидая, что их рейс состоится.
Жительница Нур-Султана еще до карантина приехала в Атырау по делам. Чтобы вернуться домой, ей пришлось покупать авиабилет четыре раза.
Первый билет был куплен на рейс 3 апреля 2020 года, авиабилет приобретался через портал Aviata.kz. Девушка предположила, что раз билеты есть в продаже, значит, рейсы были разрешены. Однако рейс отменили, возврат средств своевременно произведен не был, хотя все необходимое для возврата клиентом было сделано. С целью вылететь в Нур-Султан был куплен второй билет на 15 апреля, авиакомпания AIR ASTANA, через портал Chocotravel.com, рейс также был отменен.
Третий билет был куплен на 9 мая 2020 года, рейс авиакомпании SCAT, маршрут Атырау - Нур-Султан (Астана), через портал Chocotravel.com, вылет также был отменен. Четвертый билет был куплен на рейс от 16 мая 2020 года, авиакомпания AIR ASTANA по аналогичному маршруту, через портал Chocotravel.com, вылет был отменен.
Дети в Казахстане будут летать в самолетах бесплатно с 2021 года
Один билет авиакомпания SCAT обменяла на другой билет, рейс должен был состояться 24 мая 2020 года, но путешествие домой опять не состоялось, рейс опять отменили. В итоге авиаперевозчик AIR ASTANA обменял один из билетов на 26 мая, и вечерний рейс забрал казахстанку домой. Однако более 113 000 тенге клиента все еще заморожены в билетах и до сих пор не возвращены.
Сотрудники сервисов онлайн-бронирования Chocotravel.com и Aviata.kz разъяснили, что рейсы отменяют не агенты, а авиакомпании.
"Мы не знаем заранее, какой рейс может отмениться. В режиме ЧП и авиакомпании не знали заранее, когда им разрешат летать. Такие вопросы решались государственными органами. Без распоряжений о продлениях карантинных мер и ЧП у перевозчиков не было основания снимать с расписания рейсы. Наша система автоматически показывает все неотмененные рейсы, поэтому в итоге до официальной информации об отменах билеты находились в продаже.
Рейсы с датами вылета 3 апреля, 15 апреля и 9 мая были отменены в рамках ЧП, из-за остановки авиасообщения между городами Казахстана. ЧП в Казахстане продлевали несколько раз. Первоначальный срок был установлен до 15 апреля, а снятие режима ЧП произошло только 11 мая. Рейс 16 мая был отменен из-за продленных оперативным штабом Государственной комиссии ограничений. Рейсы между Атырау и Нур-Султаном возобновлены только с 24 мая", - уточнили сотрудники сервиса онлайн-бронирования.
По их словам, в общем было забронировано и отменено четыре рейса. Клиентка просила сделать обмен авиабилета с открытой датой, ее проконсультировали, что это невозможно.
"В рамках ЧП и огромного количества возвратов (так как все рейсы на период ЧП были отменены) у авиакомпаний сложилось одинаковое сложное положение, ведь в обычное некризисное время возвраты осуществляются за счет средств от продажи билетов", - добавили сотрудники сервиса онлайн-бронирования авиабилетов.
Они отметили, что с открытием авирейсов авиакомпании постепенно начали возвращать средства.
Сервисы по продаже билетов ответили на заявление Атамкулова
В свою очередь в пресс-службе авиакомпании SCAT рассказали, что введенный в Казахстане режим ЧП и последовавшие за ним запрет на въезд/выезд из РК и приостановка авиасообщения с городами Нур-Султан и Алматы привели к тому, что в марте 2020 года сеть международных и внутренних маршрутов авиакомпании SCAT была сокращена до нескольких домашних направлений.
"Происходящие события для каждого авиаперевозчика рассматриваются как форс-мажорные. Пока авиакомпания не имела возможности выполнять свою основную деятельность - совершать регулярные рейсы, она не располагала достаточным ресурсами для незамедлительного возврата денежных средств. Для сохранения операционной деятельности компании и гарантированного возврата средств пассажирам компания вынуждена была отсрочить выплаты", - сообщили в пресс-службе авиакомпании.
Глобальные изменения расписания, по независящим от авиакомпании причинам, повлекли за собой огромное количество обращений от пассажиров, которые хотели вернуть деньги за оплаченные, но отмененные рейсы, уточнили в пресс-службе.
В авиакомпании SCAT добавили, что авиаперевозчик в качестве дополнительной альтернативы внедрил в работу ваучеры. Эта система предоставляет пассажирам беспрецедентное право долгосрочного бронирования, гарантию путешествий либо возврата затраченных денежных средств. Ваучер дает возможность не только поменять дату вылета на любую удобную без дополнительных доплат, но и позволяет изменить направление маршрута. Кроме того, если пассажир не воспользуется ваучером по истечении срока действия, его можно обменять на денежный эквивалент.
КГА обратился к покупателям билетов на международные авиарейсы
Помимо этого, в SCAT рассказали, что за период введенного ЧП компания понесла убытки на 5,6 миллиарда тенге (март - апрель 2020 года). Это налоговые и другие обязательные выплаты, поддержание летной годности воздушных судов, возвраты стоимости несостоявшихся перелетов пассажирам, расходы по репатриационным рейсам, выплата заработной платы сотрудникам, расходы по аренде зданий и мест стоянок ВС и прочее. Если учитывать не только прямые убытки, но и недополученный доход за этот же период, сумма превысит 18 миллиардов тенге, добавили в авиакомпании.
"С началом полетов был введен ряд ограничений как для перевозчиков, так и для пассажиров. По этим причинам загрузки майских рейсов не показали ожидаемой рентабельности. Отмена обязательного прохождения ПЦР-тестов на COVID-19 для каждого пассажира, введенная в середине мая, а также отмена ограничения рассадки пассажиров внутри салона с пустующим центральным рядом сняли дополнительную финансовую нагрузку с пассажиров и позволили авиаперевозчикам увеличить загрузку рейсов. Однако, восстанавливая авиасообщение на существовавших ранее маршрутах, авиакомпании приходится выстраивать работу по популяризации направления фактически с нуля", - добавили в пресс-службе перевозчика.
"В настоящий момент авиакомпания SCAT приступает к процессу возобновления возвратов пассажирам, чьи рейсы были отменены. Этот процесс займет некоторое время. Для скорейшего урегулирования вопроса имеет большое значение восстановление международного авиасообщения. Функция бесштрафного перебронирования перелетов либо оформления ваучера сохраняется для всех пассажиров, чьи рейсы были отменены по причине ввода режима ЧП в Казахстане", - уточнили в авиакомпании.
Корреспондент Tengritravel.kz отправил запросы в Комитет гражданской авиации и авиакомпанию "Эйр Астана".
Главный санитарный врач на транспорте высказался о покупке казахстанцами авиабилетов за границу
Напомним, что после отмены режима ЧП в Казахстане возобновляется воздушное сообщение внутри страны, открываются международные рейсы, в частности, Турция возобновит авиарейсы в Казахстан 20 июня 2020 года.