Из-за карантина в большинстве стран мира большое количество туристов вынуждены отменять запланированные поездки. Но с возвратом денег за авиабилеты возникают сложности. Tengritravel.kz совместно с сервисом Aviata.kz решил разобраться в причинах.
Сейчас большое количество организаций столкнулись с ситуацией, когда клиенты массово отменяют заказы. А деньги за авиабилеты уже заплачены.
"Работа авиакомпании - это трудный, капиталоемкий и низкомаржинальный бизнес: много персонала, лизинговые платежи за самолеты - эти расходы быстро не сократить. Все авиакомпании живут в условиях постоянного притока оборотных средств за счет продаж", - объясняет директор компаний Aviata и Chocotravel Николай Мазенцев.
Он, как и туроператоры, задается вопросами: Как обеспечивать работу, когда продаж нет, а расходы остались? Что если не только продаж нет, но и за все, что продано до этого, нужно тоже вернуть деньги?
Эксперты не радуют позитивными прогнозами. Президент Tourism Economics Адам Сакс (Adam Sacks) считает, что последствия COVID-19 скажутся на мировой индустрии туризма в шесть раз сильнее, чем теракты 11 сентября для США. Генеральный директор Авиационной администрации Казахстана Питер Гриффитс подчеркнул, что авиапутешествия представляют собой большой риск заражения из-за тесных условий в самолете. По его мнению, авиаперелеты должны быть приостановлены как минимум на 42 дня. А эксперт в области туризма Фернандо Гальярдо ожидает восстановления туризма, причем только внутреннего, только к июлю 2020 года.
Фото ©shutterstock
Текущую ситуацию считают нестандартной.
"Как бизнесмен, я понимаю, что ни одна авиакомпания не может справиться с такой ситуацией самостоятельно: или государство должно обеспечить авиакомпании ликвидность, чтобы все клиенты получили деньги, или разрешить авиакомпаниям возвращать постепенно или, например, ваучерами", - поясняет Мазенцев.
Так называемый ваучер - это замороженные на счете компании деньги клиента. Их можно использовать для приобретения услуг компании на сумму ваучера, в том числе и авиабилетов. При этом цена авиабилетов не фиксируется для клиента с ваучером, а меняется в рамках ценовой политики авиакомпании. Но в зависимости от ситуации некоторые организации фиксируют курс доллара на день выдачи ваучера. Однако так делают далеко не все.
"Ваучеры для авиакомпаний - наиболее удобная форма возврата, так как нет расхода денежных средств, но при этом остаются обязательства перед пассажиром", - говорит он.
При этом Мазенцев добавил, что ваучеры как опцию для казахстанцев лучше использовать только казахстанским авиакомпаниям, которыми клиенты наиболее вероятно воспользуются после отмены карантина и возобновления перелетов.
Туристы бронируют авиабилеты на начало 2021 года
В обычное время возвраты осуществляются за счет средств от продажи билетов. По данным сервисов по продаже авиабилетов, работает это так: к примеру, в один день от определенной компании продается сто авиабилетов, от клиентов совершается три возврата - средства с продаж позволяют оформить возврат день в день. Сейчас, когда все рейсы по Казахстану отменены, возвратов стало намного больше, чем продаж, обычная схема перестала работать.
В зависимости от договоренностей с каждой конкретной авиакомпанией, существуют совершенно разные схемы возврата денег за билеты. Если деньги за билеты хранятся на счету сервиса продажи билетов и еще не ушли в авиакомпанию, их вернуть проще, потому что деньги имеются у сервиса "под рукой". Усложняется ситуация, когда деньги уже заплачены авиакомпании. Тогда сервису по продаже приходится запрашивать эти средства у авиакомпании.
"В первые дни возвраты осуществлялись за счет хоть и небольших, но продаж по каждой авиакомпании. А теперь уже не мы перечисляем деньги в компании, а они должны перечислять нам. Такая же схема работает и с билетами на железнодорожные направления. На данный момент многие авиакомпании должны перечислить нам большие суммы, чтобы мы в свою очередь вернули их клиентам. Мы согласовываем с компаниями график передачи средств, сейчас у нас уже есть внутренние отчеты по каждому перевозчику, чтобы понимать, какая компания сколько нам должна", - сообщает Николай Мазенцев.
Также он разъяснил процесс возврата билетов. Для этого необходимо обратиться через личный кабинет с запросом на возврат.
"Расчет зависит от того, отменен рейс или клиенты хотят просто сдать билет на рейс, который пока не отменен. Если первый вариант, то возврат происходит без штрафов, если же рейс пока не отменен, то мы считаем возврат по правилам авиакомпании, часто это бывает со штрафами для пассажиров. После того как клиент подтверждает сумму, мы осуществляем технический возврат и ожидаем деньги от перевозчика, чтобы перечислить их клиенту," - заявил он.
Путешествие сорвалось из-за коронавируса. Все, что нужно знать о возврате авиабилетов
Также Мазенцев попросил клиентов проявить терпение, так как мир столкнулся с беспрецедентной ситуацией, когда все рейсы попросту отменены, а авиакомпании не могут осуществить возвраты всем сразу.
"В ближайшие дни будет понятна ситуация по каждой авиакомпании в отдельности. Мы разместим информацию у себя на сайте и в социальных сетях, где вы можете увидеть данные по вашей авиакомпании и проверить статус именно по вашей заявке", - резюмировал он.
Фото ©shutterstock
По предварительным подсчетам фонда "Туристік Қамқор", "только 26 туроператоров должны вернуть клиентам сумму в размере 3,8 миллиарда тенге". Президент Казахстана поручил разработать пакет стимулирующих мер по поддержке субъектов туристской деятельности.
Мы надеемся, что пандемия коронавируса скоро завершится и границы для путешествий будут снова открыты.
Aviata.kz - сервис, позволяющий быстро найти, осуществить бронирование и покупку ж/д и авиабилетов онлайн в любом направлении из любой точки мира, не выходя из дома или офиса.